Найти тему
Lost Quest

Руководство по книгам, посвященным видеоиграм и геймдев-индустрии — знакомство

Оглавление

В течение последних 5-6 лет на территории России постоянно увеличивался спрос на разнообразные печатные и электронные издания об играх, геймерах и геймдев-индустрии.

Раньше профильная литература появлялась на полках крупных магазинов достаточно редко, а завозом соответствующих книг корпорации занимались в бессистемном формате. Сейчас дела обстоят по-другому — новинок стало так много, что люди, изначально не разбирающиеся в теме, просто потерялись в невероятном объеме текстовой информации. Именно поэтому специалисты новостного портала GamersGate решили разработать собственный уникальный путеводитель.

В рамках данного материала мы поделимся своим мнением по поводу практически всех значимых русскоязычных книжных релизов, дошедших до отечественного рынка за прошедшие годы. В представленном рейтинге присутствуют как стопроцентные шедевры, так и конвейерные поделки, интересные исключительно в плане создания коллекции. Поверьте, отобранного списка хватит надолго — с его помощью получится не только заполнить бэклог, но и вникнуть в текущие тренды.

Критерии подбора печатных и электронных изданий

«Что такое книга?» — кажется, что ответить на подобный вопрос очень просто. Тем более, что у любого современного издания должны быть определенные формообразующие критерии. Длинный массив текстовых блоков, бумажная печать с обложкой и переплетом, редактура и контроль качества — оказалось, что в 2022 году все перечисленные факторы абсолютно бесполезны. Например, часть работ, достойных самого пристального рассмотрения, никогда не добиралась до реальных издательств. Другая группа произведений существует только в электронном виде. В третьем наборе трудов общий объем не переваливает за планку в 10-15 тысяч символов.

-2

Границы нынешней литературы размыты, и особенно сильно это заметно при рассмотрении книг, рассказывающих о геймдев-индустрии. Как уже говорилось ранее, российские издатели заинтересовались тематикой относительно недавно, и еще не успели создать каталоги однозначных побед и ширпотреба. Определенные компании в профиле не разбираются от слова совсем — они печатают «36 уроков Вивека», допуская кучу ошибок при банальном переводе. За скобками остаются и узкоспециализированные труды, необходимые, например, дизайнерам и программистам. Аналогичным образом стоит поступить, скажем, с кулинарными руководствами, такими как Overwatch: The Official Cookbook от Blizzard.

Проще говоря, в рамках данного путеводителя специалисты портала GamersGate собрали книги об играх, которые действительно интересно читать.

Шедевры, достойные самого пристального внимания

Начать стоит со стопроцентных шедевров — произведений, не нуждающихся в особом представлении. Все они, как правило, написаны зарубежными авторами, а затем грамотно переведены на русский язык:

  1. «Повелители DOOM» от Дэвида Кушнера. Основная тема — история развития и становления корпорации id Software. Книжка легко понравится даже людям, не любящим классические шутеры образца девяностых годов прошлого столетия. Повествование ведется в легком и непритязательном формате. В роли главных героев выступают реальные люди — программист Джон Кармак и музыкант Джон Ромеро. Издание получилось настолько классным, что по его мотивам собрались снимать полноценный многосерийный фильм.
  2. Oculus от Блейка Харриса. Книга рассказывает читателю об этапах развития технологий, касающихся виртуальной реальности. VR-индустрия сегодня, к сожалению, топчется на месте. Последняя хорошая игра в рамках данной отрасли — это Half-Life: Alyx. Автор повествует о том, насколько долог, опасен и тернист путь от первой задумки до реального, готового к продаже коммерческого продукта. Кроме того, затрагивается тема крупных корпораций, таких как Facebook.
  3. «Консольные войны», также написанные рукой Блейка Харриса. Вполне возможно, что отечественному читателю не слишком понравится история противостояния платформ Sega Mega Drive и Nintendo Environment System, но литература очень занятная. Особое внимание акцентируется на эффективности крупных рекламных кампаний. Именно благодаря грамотному маркетингу SNES сумела покорить рынок США образца двухтысячных годов.

В список однозначных литературных побед можно внести «Кровь, пот и пиксели» от Джейсона Шрайера. Аналогичным образом дела обстоят и с трудом под названием «Невероятная история Маркуса Перссона», автором которого является Линус Ларссон.

-3

Конвейерные поделки, предназначенные для коллекционеров

Шедевры, похожие на Oculus, к сожалению, появляются в продаже достаточно редко. Намного чаще на огонек заходят коммерческие произведения, предназначенные исключительно для заработка денежных средств. Крупные издательские корпорации спекулируют на любви читателей к тем или иным тайтлам, предлагая им разнообразные коллекционные поделки.

О популярной серии Mass Effect слышали даже люди, вообще не знакомые с играми и геймдев-индустрией. Франшиза обладает многомиллионной армией фанатов. Легко догадаться, что какая-то часть преданной аудитории все-таки попадет в профильный магазин, заметит на полке знакомые слова, и купит то, что предложено автором.

-4

Созданием таких книг в самом масштабном формате занимаются две фирмы. Первая — это Boss Fight, крупный американский бренд. В роли второй выступает компания Third Editions, производственные и типографские мощности которой находятся во Франции. Российские издатели с США пока работать не планируют, но французов любят, ценят и уважают. Именно поэтому на отечественных прилавках существуют, например, поделки, посвященные истории становления компании BioWare.

Все книги от Third Editions печатаются по одной и той же схеме. Вначале идет короткий справочный блок об анонсе и разработке, а в конце рассказывается о музыке и саундтреке. Посередине — многостраничное описание сюжета, прямые транскрибации сценарных кат-сцен и редкие личные мысли автора. Читать такое произведение всерьез может только умалишенный. Как уже говорилось ранее, подобная литература выступает, скорее, в качестве маркера, указывающего на принадлежность к числу фанатов той или иной популярной линейки.

Интервью, оформленные и представленные в формате книг

Определенные авторы и издатели поступают чуть более совестливо — они действительно хотят заработать денег, но не позволяют себе банально перепечатывать сюжетные картины. Тогда типографские специалисты приходят к одной, очень занятной мысли. Касается она, конечно же, своеобразного неймдроппинга. Мастера открывают поисковик, отлавливают там десяток интервью, слушают иностранные подкасты и знакомятся с чем-то вроде «дневников разработчиков». На выходе получается сносное произведение, которое даже интересно читать:

  1. «Истории серии Zelda» от Оскара Лемэра.
  2. «Потрачено. Беспредельная история GTA» от Дэвида Кушнера.
  3. «Final Fantasy VII: 500 лет спустя» от Леона Мэтта.
  4. «Japan Soft: история японской игровой индустрии» от Джона Щепаняка.

Впрочем, иногда неймдроппинг доводит до смешного. Многие российские геймеры очень любят Хидео Кодзиму — человека, точно не страдающего от недостатка внимания к своей персоне. Причем его популярность в отечественной среде обеспечена, в первую очередь, разнообразными издателями. Началось все с проекта The Kojima Code от Терри Вульфа. Наши горе-мастера дали книге совсем другое название — «Кодзима — гений». Никакой прикладной ценностью произведение не обладает, но благодаря одному только желтушному заголовку оно распространилось по интернету в виде целой серии смешных картинок.

-5

Подведем итоги

Итак, специалисты портала GamersGate собрали для читателей список из более чем 50-и различных литературных тайтлов. Рассказать о каждом из них в рамках одной статьи не получится. Именно поэтому мы разбили серию на циклы — краткие путеводители по произведениям о видеоиграх и геймдев-индустрии. В следующем материале вы познакомитесь с книгами отечественных авторов, научными трудами действующих университетских профессоров и руководствами по программированию собственных игрушек.

Статья сделана коллективом сайта GamersGate.