В течение последних 5-6 лет на территории России постоянно увеличивался спрос на разнообразные печатные и электронные издания об играх, геймерах и геймдев-индустрии.
Раньше профильная литература появлялась на полках крупных магазинов достаточно редко, а завозом соответствующих книг корпорации занимались в бессистемном формате. Сейчас дела обстоят по-другому — новинок стало так много, что люди, изначально не разбирающиеся в теме, просто потерялись в невероятном объеме текстовой информации. Именно поэтому специалисты новостного портала GamersGate решили разработать собственный уникальный путеводитель.
В рамках данного материала мы поделимся своим мнением по поводу практически всех значимых русскоязычных книжных релизов, дошедших до отечественного рынка за прошедшие годы. В представленном рейтинге присутствуют как стопроцентные шедевры, так и конвейерные поделки, интересные исключительно в плане создания коллекции. Поверьте, отобранного списка хватит надолго — с его помощью получится не только заполнить бэклог, но и вникнуть в текущие тренды.
Критерии подбора печатных и электронных изданий
«Что такое книга?» — кажется, что ответить на подобный вопрос очень просто. Тем более, что у любого современного издания должны быть определенные формообразующие критерии. Длинный массив текстовых блоков, бумажная печать с обложкой и переплетом, редактура и контроль качества — оказалось, что в 2022 году все перечисленные факторы абсолютно бесполезны. Например, часть работ, достойных самого пристального рассмотрения, никогда не добиралась до реальных издательств. Другая группа произведений существует только в электронном виде. В третьем наборе трудов общий объем не переваливает за планку в 10-15 тысяч символов.
Границы нынешней литературы размыты, и особенно сильно это заметно при рассмотрении книг, рассказывающих о геймдев-индустрии. Как уже говорилось ранее, российские издатели заинтересовались тематикой относительно недавно, и еще не успели создать каталоги однозначных побед и ширпотреба. Определенные компании в профиле не разбираются от слова совсем — они печатают «36 уроков Вивека», допуская кучу ошибок при банальном переводе. За скобками остаются и узкоспециализированные труды, необходимые, например, дизайнерам и программистам. Аналогичным образом стоит поступить, скажем, с кулинарными руководствами, такими как Overwatch: The Official Cookbook от Blizzard.
Проще говоря, в рамках данного путеводителя специалисты портала GamersGate собрали книги об играх, которые действительно интересно читать.
Шедевры, достойные самого пристального внимания
Начать стоит со стопроцентных шедевров — произведений, не нуждающихся в особом представлении. Все они, как правило, написаны зарубежными авторами, а затем грамотно переведены на русский язык:
- «Повелители DOOM» от Дэвида Кушнера. Основная тема — история развития и становления корпорации id Software. Книжка легко понравится даже людям, не любящим классические шутеры образца девяностых годов прошлого столетия. Повествование ведется в легком и непритязательном формате. В роли главных героев выступают реальные люди — программист Джон Кармак и музыкант Джон Ромеро. Издание получилось настолько классным, что по его мотивам собрались снимать полноценный многосерийный фильм.
- Oculus от Блейка Харриса. Книга рассказывает читателю об этапах развития технологий, касающихся виртуальной реальности. VR-индустрия сегодня, к сожалению, топчется на месте. Последняя хорошая игра в рамках данной отрасли — это Half-Life: Alyx. Автор повествует о том, насколько долог, опасен и тернист путь от первой задумки до реального, готового к продаже коммерческого продукта. Кроме того, затрагивается тема крупных корпораций, таких как Facebook.
- «Консольные войны», также написанные рукой Блейка Харриса. Вполне возможно, что отечественному читателю не слишком понравится история противостояния платформ Sega Mega Drive и Nintendo Environment System, но литература очень занятная. Особое внимание акцентируется на эффективности крупных рекламных кампаний. Именно благодаря грамотному маркетингу SNES сумела покорить рынок США образца двухтысячных годов.
В список однозначных литературных побед можно внести «Кровь, пот и пиксели» от Джейсона Шрайера. Аналогичным образом дела обстоят и с трудом под названием «Невероятная история Маркуса Перссона», автором которого является Линус Ларссон.
Конвейерные поделки, предназначенные для коллекционеров
Шедевры, похожие на Oculus, к сожалению, появляются в продаже достаточно редко. Намного чаще на огонек заходят коммерческие произведения, предназначенные исключительно для заработка денежных средств. Крупные издательские корпорации спекулируют на любви читателей к тем или иным тайтлам, предлагая им разнообразные коллекционные поделки.
О популярной серии Mass Effect слышали даже люди, вообще не знакомые с играми и геймдев-индустрией. Франшиза обладает многомиллионной армией фанатов. Легко догадаться, что какая-то часть преданной аудитории все-таки попадет в профильный магазин, заметит на полке знакомые слова, и купит то, что предложено автором.
Созданием таких книг в самом масштабном формате занимаются две фирмы. Первая — это Boss Fight, крупный американский бренд. В роли второй выступает компания Third Editions, производственные и типографские мощности которой находятся во Франции. Российские издатели с США пока работать не планируют, но французов любят, ценят и уважают. Именно поэтому на отечественных прилавках существуют, например, поделки, посвященные истории становления компании BioWare.
Все книги от Third Editions печатаются по одной и той же схеме. Вначале идет короткий справочный блок об анонсе и разработке, а в конце рассказывается о музыке и саундтреке. Посередине — многостраничное описание сюжета, прямые транскрибации сценарных кат-сцен и редкие личные мысли автора. Читать такое произведение всерьез может только умалишенный. Как уже говорилось ранее, подобная литература выступает, скорее, в качестве маркера, указывающего на принадлежность к числу фанатов той или иной популярной линейки.
Интервью, оформленные и представленные в формате книг
Определенные авторы и издатели поступают чуть более совестливо — они действительно хотят заработать денег, но не позволяют себе банально перепечатывать сюжетные картины. Тогда типографские специалисты приходят к одной, очень занятной мысли. Касается она, конечно же, своеобразного неймдроппинга. Мастера открывают поисковик, отлавливают там десяток интервью, слушают иностранные подкасты и знакомятся с чем-то вроде «дневников разработчиков». На выходе получается сносное произведение, которое даже интересно читать:
- «Истории серии Zelda» от Оскара Лемэра.
- «Потрачено. Беспредельная история GTA» от Дэвида Кушнера.
- «Final Fantasy VII: 500 лет спустя» от Леона Мэтта.
- «Japan Soft: история японской игровой индустрии» от Джона Щепаняка.
Впрочем, иногда неймдроппинг доводит до смешного. Многие российские геймеры очень любят Хидео Кодзиму — человека, точно не страдающего от недостатка внимания к своей персоне. Причем его популярность в отечественной среде обеспечена, в первую очередь, разнообразными издателями. Началось все с проекта The Kojima Code от Терри Вульфа. Наши горе-мастера дали книге совсем другое название — «Кодзима — гений». Никакой прикладной ценностью произведение не обладает, но благодаря одному только желтушному заголовку оно распространилось по интернету в виде целой серии смешных картинок.
Подведем итоги
Итак, специалисты портала GamersGate собрали для читателей список из более чем 50-и различных литературных тайтлов. Рассказать о каждом из них в рамках одной статьи не получится. Именно поэтому мы разбили серию на циклы — краткие путеводители по произведениям о видеоиграх и геймдев-индустрии. В следующем материале вы познакомитесь с книгами отечественных авторов, научными трудами действующих университетских профессоров и руководствами по программированию собственных игрушек.
Статья сделана коллективом сайта GamersGate.