Поклонимся великим тем годам…
День Памяти и скорби… Каждый год 22 июня ровно в 4 часа утра в нашей стране люди зажигают миллионы свечей и несут их к мемориалам воинской славы, к солдатским обелискам. В этот день вся страна вспоминает о самой страшной дате в нашей истории – ведь именно в этот день, 22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная война. В день памяти и скорби, сквозь время говорят с нами те, кто уже никогда не вернётся, не обнимет детей, внуков, друзей.
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» Многие жители нашего района приняли участие в акции «Бессмертный полк», организованной редакцией газеты «Иланские вести» в канун празднования Дня Победы. Потомки победителей отправляли и приносили в редакцию фотографии участников великой той войны и рассказы об их боевом пути. Сегодня мы продолжаем публикацию этих писем.
Горжусь прапрадедом!
Нельзя забыть, нельзя простить все те злодеяния, что творили фашисты на нашей земле. Мой прапрадед Павел Иванович Ойнац знал о войне не понаслышке. Она навсегда запечатлена в его душе, в его сердце. «Ещё и сейчас дрожь берёт», говорил он, вспоминая те далёкие сороковые.
В бой он вступил в самые первые дни, когда фашистская Германия напала на Советский Союз. Он служил тогда в Белоруссии. Вражеские танки и пехота отчаянно рвались вперед. Всё вокруг дрожало от лязга гусениц и рева моторов, рвались снаряды и мины! Превосходящие силы противника не оставляли надежды на спасение, приходилось отступать.
Прапрадед рассказывал: «При отступлении дважды попадали в окружение. Первый раз выручило то, что шёл проливной дождь, и мы под его прикрытием выползли по-пластунски из окружения. А вот второй раз, уже в Псковской области, в окружении были 12 суток. Питались травой, кореньями, ловили бурундуков, иногда удавалось подстрелить зайца. А если натыкались на убитую лошадь, моментом растаскивали её по кускам. Часть бойцов умерла от голода и болезней. К счастью, нас нашел старый дед-охотник и вывел к своим».
И снова кровопролитные бои. Тяжкие дни беспрерывных атак, недели отступления. Так дошли до Можайска. Рассказывая, дедушка как будто снова оказывался в том времени, когда был молодым, здоровым.
Вспоминал и предвоенное время. Родом он из деревни Ряпино Абанского района. В 1930 году его семья переехала в деревню Чумаки в эстонский колхоз «Амера» (по-русски «Кувалда»), но уже в 1932 году Павел Иванович переехал в Иланский район, в деревню Краснинка, где был организован колхоз им. Молотова.
Прапрадед работал на паровой мельнице, а потом на тракторе. Учился он на курсах трактористов при Иланской МТС и до призыва в армию работал бригадиром тракторной бригады.
В 1939 году прапрадеда призывали в ряды Красной Армии. В Красноярске они почти не задержались. Организовали эшелон, и призывники отправились на запад. За Москвой этот эшелон потерпел крушение. Много бойцов было покалечено, немало погибло. Павел Иванович попал в госпиталь. Лечился два месяца, после чего был отправлен в Ижевск, в стрелковую дивизию. Там он встретил земляка - иланца Курыгина. В Ижевске служил до 1941 года. А затем был бросок в Калининскую область, в летние лагеря.
Шли интенсивные учения. Командиры гоняли бойцов до седьмого пота. Тихонько поговаривали, что идёт подготовка к войне. Так и оказалось. На одном из митингов сообщили, что началась война, и бойцы будут направлены в Белоруссию.
И снова фронтовые воспоминания…. 20 января 1942 года войска штурмом взяли Можайск, где оккупантами был установлен жесточайший режим, устраивались публичные казни, было организовано несколько концлагерей для военнопленных. 98-я дивизия, в составе которой сражался наш родственник, принимала участие в освобождении Гжатска, Сычовки, Невеля, Великих Лук и других населённых пунктов. Наконец, вышли к Пскову, где долго стояли в обороне. И после ожесточённых боёв 17 июня 1944 года Псков был освобождён.
Павел Иванович со слезами на глазах вспоминал, как шли они по сожжённым врагами деревням, где на пепелищах торчали только полуразрушенные печные трубы, и казалось, что сама земля пропитана кровью русских людей. Старики, женщины, дети спасались в подвалах, ямах. Фашисты, отступая, забрасывали эти жилища - укрытия горящими факелами, гранатами, расстреливали из автоматов.
Потом поступил приказ освобождать Эстонию. Приходилось форсировать много водных преград. В то время прибыло пополнение, а из Ижевска получили 124 пушки. Вот тогда дали немцам прикурить! Из Эстонии повернули в Латвию. Шли тяжёлые бои за город Валк на реке Эма.
- Они на нас, как комары, лезли, многие были пьяные. Мы вышли на открытое поле, некогда окапываться. Тогда много врага положили. И вдруг боль в левой ноге. Ранение разрывной пулей. Оторвало пятку. Это случилось 14 сентября 1944 года, - вспоминает дедушка.
Павел Иванович Ойнац лечился в госпитале в Ленинграде, затем в Кинешме Ивановской области. И только 18 марта 1945 года солдат был демобилизован и приехал домой. Ходил Павел Иванович на костылях. Стал работать трактористом в родной Краснинке. А осенью 1945 был назначен бригадиром тракторной бригады.
В 1955 году его выбрали председателем колхоза «Первое мая», а в 1958 году Краснинка вошла в состав колхоза имени «VII съезда Советов». При Викторе Петровиче Уссе, прапрадед некоторое время работал его заместителем, а потом стал бригадиром Краснинской бригады. На пенсию вышел в 63 года.
Мужественный, добросовестный, справедливый, он всегда пользовался уважением у односельчан. У него было чему поучиться. В те годы, когда он работал, урожайность была самая высокая по району - достигала 37 центнеров с гектара. Краснинцы первыми в районе организовали откормплощадку и выращивали скот.
За боевые и трудовые заслуги Павел Иванович Ойнац был награждён многими правительственными наградами. Среди них орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден Отечественной войны II степени.
Он был участником ВДНХ (Выставки достижений народного хозяйства). Да, в общем, всех наград, значков, Почётных грамот не перечислишь. Он был членом правления колхоза, депутатом Сельского Совета. И к этой работе относился с присущей ему добросовестностью.
Полина Есиневич, воспитанница детского сада №20