Автор - Glor Salivan #
«Зеленый» свет данный Финляндии и Швеции на вступление в НАТО приведет альянс к крупнейшему расширению возглавляемого США западного военного альянса за последние десятилетия. К этому, и G7, состоящая из государств НАТО и союзника США Японии, заняла более жесткую позицию в отношении России и Китая.
Однако на и на Востоке возглавляемые Пекином и Москвой блоки, ориентированные на безопасность и экономику, стремятся принять в свои ряды новых членов, включая Иран и Саудовскую Аравию, двух влиятельных соперников на Ближнем Востоке, чья заинтересованность в укреплении сотрудничества на этом новом фронте может оказать значительное влияние на глобальный геополитический баланс.
Речь идет о Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС. Первая была создана в 2001 г. как политическая, экономическая и военная коалиция из шести членов, включающая Китай, Россию и центральноазиатские государства Казахстан, Киргизию и Таджикистан, и затем, в 2017 г., принявшая в свои ряды жесточайших соперников- Индию и Пакистан, в то время как другой блок- БРИКС, представляет собой группу развивающихся экономических держав, первоначально состоявших из Бразилии, России, Индии и Китая, созданного в 2006 г., и включивший Южную Африку в 2010 г.
«БРИКС и ШОС объединяет одно важное идеологическое качество: они оба сосредоточены на многополярности, и их саммиты иногда даже проводились вплотную друг к другу»- сказал Newsweek Мэтью Неапол, эксперт по международным делам и сотрудник Института Макдональда-Лорье в Канаде. «Оба блока стремятся действовать как мультипликаторы силы в своём стремлении к многополярности, чтобы строить ряд альтернатив, например, в валютной и банковской сферах»-добавил он. «Теоретически это могло бы способствовать развитию экономических связей и заполнить пробелы, которые институты США не заполняют из-за санкций, подобных тем, которые наложены на Россию».
Блоки, ориентированные на безопасность и экономику, возглавляемые Пекином и Москвой, стремятся принять новых членов, включая Иран и Саудовскую Аравию. Иран, уже являющийся наблюдателем в ШОС, начал процесс официального вступления в блок на фоне прошедшего саммита лидеров в сентябре 2021 г. В прошедший понедельник министерство иностранных дел Ирана объявило, что Исламская Республика также будет стремиться присоединиться и к БРИКС.
По некоторым сообщениям, Саудовская Аравия также рассматривает возможность подачи заявки на членство в БРИКС, о чем сообщил министр иностранных дел России Сергей Лавров во время своего визита в королевство в конце мая. Объявление последовало за тем, как Саудовская Аравия присоединилась к Аргентине, Египту, Индонезии, Казахстану, Нигерии, Сенегалу, Таиланду и Объединенным Арабским Эмиратам, по приглашению Китая, для обсуждения будущего блока «БРИКС +», после чего официальный представитель МИД Китая Ван Вэньбинь объявил, что члены «достигли консенсуса по процессу расширения БРИКС».
Из этих кандидатов Аргентина уже подала заявку на членство, потенциально повышая статус группы в качестве крупного игрока в международных экономических отношениях. А поскольку ШОС также стремится к росту, Пекин и Москва могут быть готовы продвинуть свои усилия по изменению баланса международного влияния в сторону более широкой группы стран, которые не обязательно присоединяются к явно руководимому США международному порядку.
И хотя Неаполе утверждает, что придется преодолеть «большие препятствия» в попытке превратить это видение из амбициозных разговоров в предметные действия, тем не менее, сплоченный блок ШОС-БРИКС может оказать огромное влияние на изменение мирового порядка. «Если эта структура сможет успешно позиционировать себя в качестве знаменосца Глобального Юга или G20, разработать сильные организационные механизмы и более тщательно интегрироваться- она может быть весьма влиятельной».
Многополярный подход БРИКС к международным делам оказался привлекательным как для Ирана, так и для Саудовской Аравии. Однако у двух стран есть свои, разные, причины для стремления к членству в новых структурах: для Эр-Рияда, этот шаг, скорее всего, будет связан не столько с выбором чьей-либо стороны в противовес тесным связям, которые он десятилетиями поддерживал с Вашингтоном, сколько с собственным растущим статусом королевства как независимого игрока.
«Приглашение Китая Королевству Саудовской Аравии присоединиться к «БРИКС» подтверждает, что Королевство играет важную роль в построении нового мира и стало важным игроком в мировой торговле и экономике»- сказал Newsweek Мохаммед аль-Хамед, президент саудовской элитной группы в Эр-Рияде. «Видение Саудовской Аравии до 2030 г. (VISION-2030- программа развития КСА в 1-й половине 21 в., разработанная МБС- прим.) движется вперед уверенными и глобальными темпами во всех областях и секторах».
В этой программе, обнародованной принцем Мухаммедом бен Салманом за год до назначения его наследником престола и фактическим правителем Саудовской Аравии в 2017 г., изложен план диверсификации экономики его страны, зависящей от нефти, и представления международному сообществу нового образа королевства.
И хотя наследный принц Мухаммед стремился укрепить сотрудничество с США (???- очень американское «видение»- прим.), особенно после того, как президент Джо Байден в этом месяце приготовился к своему первому визиту в монархию, которую он когда-то назвал «изгоем» из-за предполагаемых нарушений прав человека, саудовская королевская семья в последние годы также расширила свои связи и с Россией, и Китаем. Вступление в БРИКС продемонстрировало бы приверженность решимости Эр-Рияда к самостоятельности в отношениях с другими крупными державами и ознаменовало бы значительную победу блока в усилиях по укреплению экономических структур, созданных за пределами США и их непосредственных союзников.
«Это вступление, если Саудовская Аравия присоединится к БРИКС, сбалансирует мировую экономическую систему, тем более что КСА является крупнейшим экспортером нефти в мире, и входит в G20»- сказал Хамед. «Если это произойдет, это поддержит любое экономическое движение и развитие в мировой торговле и экономике, и зафиксирует значительный прогресс в социальных и экономических аспектах, поскольку СА должна иметь партнерские отношения со всеми странами мира».
Этот подход резко контрастирует с подходом Вашингтона, который регулярно закрывает доступ к странам, с которыми он не согласен, посредством растущего списка санкций. Доминирующее положение США в мировой финансовой системе традиционно оставляло этим странам мало вариантов, но эта ситуация постепенно меняется, поскольку структуры, подобные БРИКС, предлагают потенциальные способы обойти эти ограничения.
Среди одной из тех стран, которые хотят противостоять экономическому давлению США- Иран. Международные санкции против Исламской Республики, в ответ на ее ядерную программу, были сняты в 2015 г. после того, как была достигнута многосторонняя ядерная сделка с США и другими крупными державами, включая Китай, Францию, Германию, Россию и Великобританию, но президент Дональд Трамп отказался от сделки в 2018 г., что серьезно повлияло на политику Тегерана и его способность торговать с международным сообществом.
Байден намеревался провести переговоры о возможном возвращении к соглашению, которое было достигнуто во время его вице-президентства при бывшем президенте Бараке Обаме, однако серия переговоров, проводимых с апреля прошлого года, завела США и Иран в тупик, и еще одна серия, проведенная в Катаре на этой неделе, похоже, закончилась досрочно без каких-либо признаков прорыва.
Разочарование в связи с изменением политики в Вашингтоне привело к тому, что Тегеран все чаще обращается к своему собственному региону за стратегическим партнерством, которое он все чаще налаживает с Пекином и Москвой.
«Иранские официальные лица пришли к выводу, что США и их западные союзники никогда не позволят Исламской Республике Иран играть заслуженную региональную роль средней державы»- объясняет Закия Язданшенас, научный сотрудник Центра стратегических исследований Ближнего Востока в Тегеране. «Поэтому в Тегеране решили нейтрализовать попытки США изолировать Иран путем дальнейшего сближения с незападными организациями, такими как ШОС и БРИКС. Кроме того, иранцы считают будущий мировой порядок восточным, и они пытаются сблизиться с организациями, в которых восточные державы, такие как Россия и Китай, играют значительную роль».
Это не означает, что два блока обязательно антизападны по своей природе. Хотя появились согласованные усилия по расширению возможностей стран, не входящих в традиционную группу G7, из которой Россия была исключена в 2014 г., когда впервые вспыхнул конфликт из-за Украины, а другие крупные экономики, такие как Китай и Индия, не были в неё приглашены. Потому, ШОС и БРИКС, которые не являются официальными военными союзами, такими как НАТО, считают себя неотъемлемыми членами этих альянсов, включающих в себя и соблюдение безопасности.
«ШОС и БРИКС не были созданы в качестве альтернативы западным организациям и их конкретные функции не были определены на основе конфронтации с Западом или существующим мировым порядком». Тем не менее, Язданшенас утверждает, что растущая международная конкуренция только усилила «балансирующую функцию незападных организаций», таких как ШОС и БРИКС. И здесь, по ее словам, Иран может послужить важным активом для обеих коалиций. «Присоединение к этим организациям умеренной державы с антизападным подходом, такой как Иран, может укрепить этот аспект ШОС и БРИКС. Иран подвергся самым суровым санкциям за последнее десятилетие, однако, при этом он смог значительно расширить свою власть в регионе».
И, как у Саудовской Аравии, запасы нефти и газа Ирана делают его важным стратегическим партнером, особенно с учетом обостряющихся трений по поводу мировых энергетических ресурсов, которые усугубились западными санкциями в отношении России, и обостренного соперничества между Пекином и Вашингтоном.
«Иран является единственным производителем энергоресурсов в Персидском заливе, который не является союзником США и не откажется от поставок энергоносителей в Китай в случае эскалации торговой войны между Пекином и Вашингтоном»- сказала Язданшенас. «Кроме того, геополитическое положение Ирана укрепилось после российско-украинской войны, и это имеет большое значение для великих держав в этих организациях, то есть России и Китая».
По словам Акхила Рамеша, сотрудника проходящего на Гавайях Тихоокеанского форума, энергетическая проблема играет важную роль в двух ключевых причинах, по которым участие Ирана и Саудовской Аравии в БРИКС стало бы «серьезным преимуществом» для организации: «Для таких стран, как Китай и, в некоторой степени, Индия, зависимость от импорта нефти является серьезной головной болью, как с экономической точки зрения дефицита торгового баланса, так и с геополитической точки зрения необходимости жертвовать безопасностью и стратегией ради импорта нефти. Наличие трех крупных производителей нефти в группе- Россия, Иран и КСА, возможно, могло бы дать этим странам возможность приобретать нефть по сниженным ценам или через альтернативные договоренности».
Нефтяные запасы Тегерана и Эр-Рияда также помогут странам БРИКС снять гегемонию доллара США в мировой финансовой системе, поскольку, как утверждает Рамеш, «для замены доллара в качестве мировой резервной валюты вам потребуется, чтобы как можно больше стран-экспортеров сырья, особенно стран-экспортеров нефти, приняли эту идею. Более того, Китай и Россия расширяют группировку для создания коалиции стран, у которых есть нерешенные споры с Западом или которые были унижены Западом в прошлом, имея в виду Аргентину и Фолклендские острова». В этой связи Рамеш выразил мнение, что США и их союзники совершили «серьезную ошибку», упустив из виду важность БРИКС, а также ШОС, их новых финансовых институтов, таких как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Национальный банк развития, и более широкую китайскую инициативу «Один пояс- один путь», которая включает в себя 148 стран и 32 международные организации в качестве партнеров.
«США и их союзники сильно недооценили Китай»- сказал Рамеш. «БРИКС, ШОС, банки развития, такие как АБИИ, НБР, и инфраструктурные инициативы, такие как ОПОП- всё это разные платформы для привлечения в основном бедных стран, которые не имеют права голоса в мировых делах или места за высоким столом».
* Согласно официальному порталу «Пояс и путь», китайская инициатива насчитывает более 200 документов о сотрудничестве, подписанных 148 странами и 32 международными организациями по состоянию на 06.02.2022 г.
Поскольку внутренние разногласия угрожают сорвать повестку дня НАТО, вражда между членами ШОС и БРИКС также служит осложняющим фактором для организаций, возглавляемых Китаем и Россией. И даже если Иран и Саудовская Аравия оба присоединятся к БРИКС, это не обязательно станет прорывом в их ожесточенном соперничестве.
Две страны вели тихую дипломатию в течение последнего года, но их региональная борьба за влияние продолжает бушевать на Ближнем Востоке, особенно яростно в Йемене, который был опустошен многолетней войной между возглавляемой Саудовской Аравией коалицией в поддержку изгнанного правительства с одной стороны и повстанцами Ансар Аллах связанными с Ираном, с другой. Конфликт утих только в последние месяцы в результате хрупкого трехмесячного перемирия и пока не понятно есть ли долгосрочное решение. Но Китай и Россия продемонстрировали способность объединять врагов под общим знаменем, о чем свидетельствует одновременное принятие в ШОС Индии и Пакистана пять лет назад.
Ярослав Лисоволик, эксперт Российского совета по международным делам из Москвы и программный директор дискуссионного клуба «Валдай», сказал, что БРИКС также способен принимать страны с противоречивыми мировоззрениями, упомянув конкретный случай Китая и Индии, чье соперничество иногда становилось жестоким и даже смертельным вдоль их спорной гималайской границы.
И хотя он сказал, что «расширение основного членства в БРИКС действительно может привести к бОльшим проблемам в достижении консенсуса по ключевым решениям в будущем, тем не менее, есть достаточно возможностей для совместной работы по широкому кругу вопросов. В этом отношении, присоединение Ирана и Саудовской Аравии не изменит ситуацию в БРИКС коренным образом, поскольку есть возможности для нейтрализации расхождений во взглядах, и хотя могут быть разногласия по конкретным местным/региональным проблемам, может быть больше единства по глобальным вопросам. Разногласия между членами не помешали БРИКС продвигаться вперед со все более амбициозной повесткой дня в области развития, в т.ч. в отношении запуска инициативы БРИКС + и прагматичного сотрудничества в рамках институтов развития БРИКС. Это означает, что страны БРИКС предлагают возможность развития на основе расхождений в экономических моделях и подходах к экономической модернизации, а не сближения к одной конкретной универсальной модели. Учитывая различия во взглядах и подходах между их членами, экономики БРИКС могут решительно продвигаться вперед в решении тех глобальных проблем, в которых им удается достичь консенсуса».
Чтобы связаться с автором (нажмите здесь).