Найти тему

Как быстро находить задачи в Jira

Ответ дадим сразу - использовать JQL.

JQL (Jira query language) – это мощный язык запросов внутри Jira.

Наверняка вы хотя бы слышали о нем, если используете Jira. Вы вводите необходимые условия и получаете набор задач, который им удовлетворяет.

Те запросы, по которым вы чаще всего ищите что-то, можно сохранить. А если вы умеете писать хорошие и качественные JQL-запросы, то потом их можно использовать в качестве фильтра, который в свою очередь ложится в основу agile-досок, гаджетов и разнообразных отчетов.

Как ни посмотри, умение чётко и лаконично создать запрос влияет и на скорость, и на качество работы. Поэтому мы подготовили пару приёмов, которые помогут вам создавать фильтры «like a pro».

Операторы OR и IN

Часто пользователю требуется найти задачи, у которых в поле выбрано одно из нескольких значений.

Можно, например, написать: product = cookie OR product = milk OR product = jam OR product = butter, но есть большая вероятность где-то ошибиться или что-то забыть, да и сам запрос выглядит громоздко.

Оператор IN значительно сокращает размер самого запроса – вам просто нужно перечислить варианты через запятую: product IN (cookie, milk, jam, butter).

Функции

Часто пользователи грешат тем, что создают "слишком частные" фильтры.

К примеру, Владимир хочет сделать фильтр, чтобы посмотреть все назначенные на него задачи.

Он прописывает условие assignee = Владимир и сохраняет его как фильтр "Мои задачи". А в то же время похожий фильтр, но с условием assignee = Ольга, сохраняет Ольга.

В принципе, ничего страшного в этом нет, но количество фильтров в системе неуклонно растет, и оперировать ими становится сложнее.

В этом случае выгоднее создать единый фильтр с условием assignee = currentUser(). По нему каждый пользователь будет видеть выборку именно своих задач.

Другой пример: пользователю хочется иметь перед глазами список задач текущей версии продукта. Запрос вида fixVersion = 1.3.0 устареет сразу, как только работа над версией 1.3.0 будет завершена, в то время как запрос fixVersion in unreleasedVersions() поможет всегда получать полный список задач невыпущенной версии.

Такие "абстракции", позволяющие ссылаться не на конкретный объект, а на значение, обладающее определенными свойствами, называются JQL-функциями.

В Jira есть определенное количество встроенных JQL -функций, набор которых разнится в зависимости от редакции продукта (Core/Software/Service Managemеnt).

Подобные фильтры, которые показывают актуальную информацию в текущий момент времени, можно создавать, например, на:

  • задачи, созданные за последние X дней (по возможностям задания фильтров по срокам для задач можно писать отдельную статью);
  • задачи проектов, руководителем которых является определенный пользователь;
  • задачи, авторами которых являются пользователи, входящие в указанную группу или роль

и многое-многое другое, не говоря уже о комбинации функций в рамках одного запроса.

Полный список доступных функций можно найти здесь:

Категории проектов

Многие недооценивают такой параметр проекта, как категория, что часто приводит к JQL-запросам на подобии: project = Alfa OR project = Beta OR project = Gamma или, что более грамотно, но тоже не всегда оптимально – project in (Alfa, Beta, Gamma)

Однако гораздо удобнее задать проекту категорию, и в фильтре ориентироваться именно на нее.

Например, среди наших пяти проектов три относятся к категории "Разработка", один к категории "Продажи" и один – к "HR". В результатах фильтра же мы хотим видеть задачи разработки.

Тогда наш JQL -запрос может выглядеть так: projectCategory = Разработка.

Это удобно, если количество проектов в категории растет - не нужно каждый раз редактировать фильтры.

Пара слов о редактировании фильтров.

При изменении объектов в Jira администраторам приходится помнить, что возможно где-то есть фильтр. Если изменить или удалить объект, фильтр, настроенный на этот объект или опцию поля, может стать неактуальным, а то и вовсе сломаться. Самостоятельно найти такие фильтры практически невозможно. Остается ждать, пока пользователи сообщат о том, что какой-нибудь гаджет не работает, или отчет показывает неправдоподобные данные.

Для управления фильтрами нам помогает плагин Subscriptions for Jira - Filter Manager. С его помощью можно легко найти все нерабочие фильтры, а также те, в которых встречается тот или иной "кусочек" JQL -запроса!

Администраторам доступен функционал по всем фильтрам, а пользователям только по своим.

Если использовать JQL- запросы и функции, рабочий процесс может стать легче для всех ваших коллег. Было бы здорово, если администраторы Jira обучат пользователей хотя бы тем видам запросов, которые мы упомянули у в этой статье.

Больше грамотных запросов – меньше лишней работы для всех.

#Jira #jiradc #jiracloud #jql