Вспоминаем аварии и происшествия с отечественными подводными лодками. Используем открытые источники, их перечень - в конце статьи. Цель - вспомнить, уточнить, сделать выводы, может быть это поможет правильно оценивать и современные события. Никого не обвиняем, не критикуем, стараемся обходиться без субъективизма. И главное, не делим героев подводников "на своих и чужих", они все подводники русского флота, которые выполняли свой долг как могли, как понимали, как верили, в том числе и в революцию, и новую жизнь. Очередная публикации напоминает о повреждениях подводных лодок полученных в условиях тяжелой ледовой обстановки на Балтике в 1918 году .
После победы Октябрьской социалистической революции в 1917 году Советское правительство предложило Германии прекратить боевые операции на суше и на море и выступило инициатором заключения сепаратного мира. Но начавшиеся было мирные переговоры, к сожалению, не привели к желанным результатам. Германский кабинет, продолжая действия на фронтах, выступил с крайне невыгодными для уже Советской России условиями перемирия. Мы не будем здесь обсуждать политические события того времени, и действия тех или иных исторических деятелей, уверен, наши читатели - образованные люди и сами прекрасно знают что и как тогда происходило. Но события отразились и на судьбе кораблей русского (советского) флота.
Вспомним, что 3 марта 1918 года был заключен Брестский договор, и по условиям договора советский флот должен был оставить порты Эстонии и Финляндии. В это время Финский залив был скован льдом, и проход кораблей через него считался невозможным, но оставлять корабли под угрозой захвата их немецкими войсками было нельзя. К концу февраля уже почти весь флот был сосредоточен в Гельсингфорсе. Но требования договора, и приближение немцев к столице Финляндии, вынудили прибегнуть к немедленному переводу кораблей в Кронштадт. Этот беспримерный в истории флотов переход кораблей в тяжелых ледовых условиях Финского залива получил название «Ледовый поход». Если вы знаете подобный переход, который когда то совершили корабли иностранных флотов - сообщите, будет интересно сравнить.
Крупные боевые корабли, линкоры, крейсера, составившие первую группу перехода, смогли пробиться сквозь льды в Кронштадт без особых проблем, но и то на это ушло пять дней с 12 по 17 марта. Наиболее же опасным этот поход представлялся для подводных лодок. Всего предстояло провести 12 подводных лодок, и почти все они дошли до Кронштадта без серьёзных неприятностей. Почти, но не все...
Со второй группой кораблей в Кронштадт вышли линкоры «Андрей Первозванный», «Республика» (бывший «Император Павел I»), крейсер «Баян», ПЛ «Тигр», «Тур» и «Рысь». Караван, покинув Гельсингфорс, следуя на юг, вышел за кромку ледяных полей и далее вдоль шестидесятой параллели проследовал до траверза острова Родшер, где вновь начиналась граница льдов.
Здесь, к северу от острова, корабли встретил ледокол «Ермак». За ним, обогнув с севера остров Гогланд, они шли до самого Кронштадта. Один из старейших подводников, участник «Ледового похода», инженер-капитан 2 ранга Г. М. Трусов, пишет о тех событиях:
«4 апреля в 5:00 лодки вышли из гавани с помощью буксиров и стали пробиваться к кораблям, стоявшим во льдах на рейде. Подводную лодку «Рысь» затёрло у маяка «Грохара»; 6 апреля её пришлось отбуксировать в гавань. Командир лодки «Тигр», подойдя к борту крейсера «Баян», заявил, что может идти своим ходом непосредственно за кормой крейсера. Действительно, лодка «Тигр» дошла таким способом до Кронштадта, не прибегая к помощи буксиров".
Трусов в своих воспоминаниях подробно рассказал и о других подводных лодках. Подводная лодка «Тур», не имевшая достаточного количества команды для самостоятельного хода, приняла буксир с линкора «Республика», но в первый же день с наступлением темноты лодка повредила носовую оконечность.
Вода заполнила носовую балластную цистерну, лодка получила большой дифферент на нос и стала зарываться под лед, задерживая движение линкора. Повреждение носовой оконечности произошло от удара форштевнем о корму линкора, когда его движение затормозило сопротивление мощных торосов.
Лодка не слушалась руля и сильно рыскала. Попадая под мощные торосы, он создавала громадное сопротивление буксировке. Буксирные концы часто рвались, их заводили снова и снова; люди ранили себе руки о разорванные концы стальных тросов. Когда буксирные концы были израсходованы, на «Туре» отклепали и выбросили за борт якорь, а конец якорного каната подняли на борт ЛК и закрепили на кормовых кнехтах.
Эта трудная работа команды проводилась в холод и вьюгу, при отсутствии отопления на самой подводной лодке. Буксировка мешала ЛК двигаться вперед. Он не имел возможности давать задний ход для разбега и форсирования торосов и ледяных полей с ходу. И в дальнейшем подводная лодка «Tуp» шла на буксире ледокольного буксира «Садко» до самого Кронштадта. Воду из поврежденной носовой балластной цистерны периодически откачивали помпой». 10 апреля 1918 года все эти корабли прибыли в Кронштадт. Лодка «Tур» кроме пробитой цистерны получила серьезные повреждения надстройки, помятой льдами.
Но даже дойдя до порта приключения для некоторых лодок не закончились: подводная лодка «Тигр», не имевшая повреждений при переходе, уже швартуясь к стенке в Кронштадтской гавани, разбила носовую оконечность. Кроме смятого в гармошку на лодке носа, ремонта потребовали носовые горизонтальные рули, крышки и приводы торпедных аппаратов.
Утром 7 апреля Гельсингфорс оставили ещё несколько подводных лодок: «Пантера», «Змея», «Леопард»» «Вепрь», «Волк», «Рысь» (вернувшаяся из второй группы), «Ягуар» и «Ёрш», двигаясь за сторожевыми кораблями ледокольного типа «Ястреб» и «Руслан» и ледокольным буксиром «Акрона», пробивавшими канал во льдах. Эта группа не выходила на середину залива. Маршрут проходил среди финских островов, местами удаляясь от материка на 10-15 миль. На ночь корабли останавливались
За первый день, когда толщина льда была не более 40 см, кораблям удалось пройти почти полтора десятка миль. На третий день перехода лодки вышли в фарватер пробитый во льдах ледоколами «Волынец» и «Тармо», угнанными накануне захватившими их белофиннами в порт Ловиза. Лодки пошли быстрее, но неожиданный таран «Пантеры» подводной лодки «Леопард» застопорил ход каравана. К счастью повреждения быстро устранили.
Когда «Пантера» подходила к Хаапасаарским шхерам, с юга подул свежий ветер, и на фарватере внезапно началась подвижка льдов. Льды, сжимая корпус лодок, переползали через палубу. Всё трещало и скрипело. На «Пантере» вылетали заклепки и расходились швы. Вода с шумом вливалась внутрь лодки. Командир Пуаре отдал приказ: всем покинуть борт лодки и немедленно сойти на лед. На мостике остались только он и боцман боцманмат Г.И.Гутта.
Но, к счастью, центр сжатия льдов сместился, и угроза гибели миновала. Вернувшись на борт, пантеровцы немедленно приступили к ликвидации последствий ледяных объятий. Осушали воду из цистерн и трюмов, забивали деревянные пробки в местах вылетевших заклепок, цементировали разошедшиеся швы. Задержка в районе Хаапасаарских шхер, связанная с форсированием торосистого льда, позволила лодкам встретиться с последними 27 судами флота, которые покинули Гельсингфорс 10 апреля. В этой группе транспорт «Тосно» вёл на буксире ПЛ «Кугуар», а транспорт «Иже» подводную лодку «Угорь».
При подходе к Выборгскому заливу толщина льда увеличилась до 1 метра, а торосистые образования имели толщину до 2 метров. Если бы не ледоколы «Ермак», «Город Ревель» и «Силач», встретившие корабли у острова Тамио 12 апреля, то неизвестно сколь долго ещё продлилось это путешествие.
Несмотря на работу ледоколов, сделанный ими проход быстро затягивался льдом. Глыбы льда громоздились на палубы лодок. Морякам приходилось вручную сбрасывать льдины за борт. «Пантера», идущая первой, иногда за час проходила не более 100 метров. К концу дня нос «Пантеры» оказался настолько развороченным, что затруднял движение. Ночью, пока электрики и мотористы заряжали батарею, все остальные ремонтировали корпус. Для этого заполняли кормовую балластную цистерну, а когда нос лодки поднимался над водой, моряки кувалдами и ломами выпрямляли листы обшивки струбцинами крепили их к корпусу и друг с другом. На следующий день всё начиналось сначала. Спали по несколько часов. Некогда было приготовить и согреть пищу. Ели всухомятку, запивая холодной водой. 13 апреля, вторично за этот поход, на «Пантере» лопнул штуртрос, и руль заклинило в переложенном на борт положении. Поломку ликвидировать не смогли и лодку пришлось взять на буксир.
Лёд вокруг лодки был настолько крепок, что сторожевик «Ястреб» даже не смог сдвинуть её с места. В следующей попытке буксирные тросы вырвали у него чугунный шпиль, за который и была закреплена «Пантера». Лишь пробившемуся к лодке ледоколу «Силач» удалось вызволить «Пантеру» и передать транспорту «Аз» для дальнейшей буксировки.
Но это было ещё не всё. Вскоре по всему фарватеру началась общая подвижка льдов. В прочном корпусе лодок образовались вмятины, зацементированные швы вновь давали сильную течь, заклепки снова стали выпадать из обшивки. Внутрь лодок начала проникать вода. Для заделки пробоин пришлось пускать в ход шинели, бушлаты, одеяла, матрасы - специальных материалов уже не хватало.
15 апреля почти все лодки прибыли в Кронштадт. Корпуса лодок были сильно повреждены в носовой части, особенно на «Пантере». Её, отставшую от других кораблей, ледокол «Силач» отбуксировал в Кронштадт только к 18 числу. Форштевень лодки оказался свёрнут на борт, из-за чего носовая балластная цистерна заполнилась водой почти полностью. Водой были залиты и торпедные аппараты. После срочного суточного ремонта «Пантера» была отбуксирована сторожевиком «Ястреб» в Петроград.
Остальные лодки пробивались из Гельсингфорса шхерами, где не было ледяных торосов, и, поэтому, пришли в Кронштадт без серьёзных повреждений. 16 апреля в Петроград отправились ПЛ «Волк» и «Вепрь». На следующий день - остальные субмарины.
Но не всем лодкам удалось закончить переход успешно.
Окончание следует...
Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1. /В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003.- 169 с.