Почему родителям не всегда легко оградить подростков от плохих компаний и от зависимостей - алкоголизма, наркомании, курения, игромании и других зависимостей?
(Как предотвратить зависимости, здесь.
Почему сложно выздоравливать, здесь.)
Причина 1: Разница в опыте.
Причина 2: "Скрытая" выгода от созависимости.
Причина 3: Отсутствие информации.
Причина 1: Разница в опыте.
"Учись нормально, а то никуда не поступишь (ни дай Бог свяжешься с компанией "неучей", а там и начнутся зависимости)".
"Но позвольте - куда мне торопиться?"
"Как куда? А работать где будешь?"
"Но работать я буду лишь лет через 10 (родители устроят хоть в захудалый универ)."
Что такое 10 лет для взрослого? Если взрослому 35-40 лет, то это - меньше трети или четверть его жизни. 10 лет назад этот взрослый купил какой-то дом, отдал ребенка в какую-то школу, нашел какую-то работу или остался на какой-то работе, и последствия этих своих решений он видит, в том числе, спустя 10 лет.
Что такое 10 лет для подростка возраста 12-15 лет? Он либо не помнит себя в 2 года, либо смутно помнит, как в 5 лет ходил в садик. Как его выборы в садике повлияли на его выборы сейчас? У него и сейчас выборов особо нет - надо делать то, что говорят родители, а то наругают, или то, что говорят учителя, а то скажут родителям.
У взрослого человека всегда больше прав и возможностей, чем у ребенка. Взрослый видит зависимость между своими действиями и долгосрочными последствиями. Подросток же пока еще живет "здесь и сейчас". А "здесь и сейчас" зависимость - ново, прикольно, кайф.
Хорошо, если подросток раньше видел взаимосвязь своих действий и долгосрочных последствий. Например, он спрашивал, выходил к доске и получил пятерку за четверть. Не "натянули", не "родители поговорили", а сам - тем, что спрашивал у родителей, что не понятно, тем, что сам пытался вникать. Хорошо, если есть опыт, когда ребенок поссорился с другом или получил плохую оценку, и родители вместе с ребенком подумали, что с его стороны повлияло на это, а что - от него никак не зависело. Хорошо, если подросток хотя бы примерно знает, что ему интересно (даже если родители считают, что его интересы не принесут хороших денег). Тогда ему легче выбрать примеры среди взрослых, основываясь на интересах, а не только на способах протеста. Бунтарство против правил - нормальное состояние подростка, но это и одна из многих причин зависимостей.
Когда общаетесь с подростком, обращайте внимание на то, есть ли у подростка опыт, который подтверждает или опровергает ваши слова.
Причина 2: "Скрытая" выгода от созависимости.
Все родители сознательно стремятся вырастить детей здоровыми, счастливыми и реализованными. Но помимо сознательного есть бессознательное. Мы можем сознательно желать детям лучшего, но бессознательное может подталкивать нас действовать так, что мы провоцируем зависимости у подростков.
Если вы очень боитесь, что ребенок станет алкоголиком или игроманом, то вы как будто говорите "Я не смогу тебя защитить". Это создает атмосферу небезопасности, а источники зависимости, особенно на первых порах, часто создают ощущение безопасности. Поэтому если вы боитесь, поработайте с этим - поищите информацию о зависимостях, поработайте с психологом.
Если в вашей семье есть зависимости, это значит, что вы и, возможно, подросток - созависимые (зависимы от зависимого человека). Если вы созависимы с кем-то, это значит, что у вас есть образ мышления и поведения, который поддерживает зависимость. Никто сознательно к этому не стремится, но так случается. Почему? Потому что у созависимости есть много "бонусов", на которые ведется наше подсознание. Например, можно полностью переложить ответственность за свою неуспешность на то, что рядом с тобой - зависимый человек, который "отнял все мои силы", и у меня "сил не остается на себя". Ваше подсознание думает, что если будет еще один зависимый в семье, то так и вообще можно забыть о себе. Плохая жизнь для нашей психики лучше пустой жизни. Так мы попадаем в ловушку подсознания. Чтобы выйти из этой ловушки, можете спросить себя: "Кем я буду, если мне будет не нужно спасать (мужа, жену, маму, папу, брата или сестру, ребенка)?" Если вас будет сложно найти ответ на этот вопрос, то стоит поразмыслить, потому что через умение брать ответственность за свою жизнь вы учите подростка отвечать за свою. Этот опыт через слова не передается.
Причина 3: Отсутствие информации.
Последняя причина - это отсутствие информации. Информации о том, чем живет ребенок. Чем именно и почему он занимается в телефоне или в компьютере. Информации о том, какие есть современные наркотики и как они распространяются. Информации о том, каким рискам подвержены подростки в вашем городе. Информации о том, как вообще можно общаться с подростками.
Больше о зависимостях, в том числе у подростков, в подборке.
О том, как быть самому себе психологом, на канале.