Найти тему

"ТРЕУГОЛЬНИК" | АБСУРД, БРАТСТВО, РОК-Н-РОЛЛ | ИСТОРИЯ АЛЬБОМА ГРУППЫ "АКВАРИУМ"

Оглавление

Как я и грозил во вчерашнем посте, в ближайшее время выпущу ряд статей о своих любимейших музыкальных альбомах - в очередных попытках донести до уважаемой публики свои весьма специфичные музыкальные пристрастия. И первым на очереди у нас альбом группы "Аквариум", о котором сейчас не то, чтобы часто вспоминают - "Треугольник".

Предыстория

Мы говорим "Аквариум", подразумеваем "Гребенщиков". Мы говорим "Гребенщиков", подразумеваем "Аквариум". Так у каждого или почти у каждого из нас. Однако на первоначальном этапе создания коллектива их было двое: молодые любители литературы и музыки Борис "Боб" Гребенщиков и Анатолий "Джордж" Гуницкий. Вместе в 1973-м году они создали весьма интересную DIY-запись "Искушение святого Аквариума", с которой история легендарной группы и началась. И хотя сейчас "Искушение..." в виду ужасного качества записи и весьма своеобразного материала можно слушать разве что из спортивного интереса, однако уже здесь просвечиваются особенности будущего творчества "Аквариума": необычные тексты, мультижанровая музыка, страсть к прокручиванию треков задом наперёд и полное пренебрежение музыкальной конъюнктурой.

К началу 80-х "Аквариум" из дуэта сумасшедших школьников-студентов превратился в настоящий музыкальный коллектив. Джордж Гуницкий с головой ушёл в абсурдистскую поэзию, а Гребенщиков повёл "Аквариум" в светлое будущее при помощи гитары, стиха и своего светлого, почти эльфийского (в те годы) лика. Несмотря на то, что группа активно выступала в родном Ленинграде и за его пределами - правда, недалёкими - годы с 1973-го по 1980-й были годами странствий, когда у группы без конца менялись базы. В группе была жуткая ротация кадров, в результате чего она стала походить на передвижную рок-коммуну, в которой все веселятся как могут... под чутким художественным руководством Бориса Гребенщикова, конечно.

Борис Гребенщиков (слева) и виолончелист группы Всеволод Гаккель
Борис Гребенщиков (слева) и виолончелист группы Всеволод Гаккель

В 1979-м произошло чудо: в Ленинграде появилась студия звукозаписи Андрея Тропилло "АнТроп", где местные музыканты-подпольщики могли записываться. Туда "Аквариум", на правах одной из самых поддерживаемых прогрессивной молодёжью Питера групп, отправилась туда творить историю в олимпийском 80-м.
Работа велась бурная. Параллельно писалось великое множество материала - песни для исполнения на концертах, а также для души. Именно в студии "АнТроп", на сессиях 1980-81 годов родился авангардистский альбом "Треугольник"...

Андре́й Влади́мирович Тропи́лло (род. 21 марта 1951, Ленинград) — советский и российский музыкальный продюсер, музыкальный издатель, звукорежиссёр, основатель лейбла «АнТроп», рок-музыкант, внёс существенный вклад в становление и развитие русского рока, оказывая поддержку многим музыкантам на базе кружка звукозаписи в Доме юного техника, коим руководил. Тропилло можно назвать первым продюсером СССР в мировом понимании этого термина.
Андре́й Влади́мирович Тропи́лло (род. 21 марта 1951, Ленинград) — советский и российский музыкальный продюсер, музыкальный издатель, звукорежиссёр, основатель лейбла «АнТроп», рок-музыкант, внёс существенный вклад в становление и развитие русского рока, оказывая поддержку многим музыкантам на базе кружка звукозаписи в Доме юного техника, коим руководил. Тропилло можно назвать первым продюсером СССР в мировом понимании этого термина.

Кстати, если вы хотите отдельную статью о легендарной студии "АнТроп" и её не менее легендарном основателе, требуйте материал в комментариях.

Рисуя "Треугольник"

Молодых музыкантов толкало на эксперименты в области звучания и тематики. И, как случайны и хаотичны подчас были образы в лирике альбома, столь же хаотична была и запись. Гребенщиков вспоминал по этому поводу:

Направляясь в студию, я четко знал, что сегодня мы будем делать какие-то конкретные записи. Но по дороге у меня от веселья возникала новая песня. Поэтому когда я приходил в студию, то говорил: "Забудьте все, что мы собирались делать сегодня. Давайте вот такую новую штуку попробуем... У кого есть идеи?"

Действительно, несколько номеров альбома Борис Гребенщиков написал в общественном транспорте, по дороге на студию. Это песни "Матрос", "Сергей Ильич" и "Миша из города скрипящих статуй". В "Матросе" даже запечатлен Охтинский мост, по которому будущая легенда русского рока не раз проезжала.

Охтинский мост
Охтинский мост

В альбоме нашли свой дом несколько экспериментальных песен, написанных Гуницким и Гребенщиковым ещё в 70-е. Это "Хорал", "Марш", "Крюкообразность", "Поэзия", "У императора Нерона", "Мой муравей". Отдельно хотелось бы поговорить о песенке "Мочалкин блюз", ставшая одним из двух главных и, по большому счёту, единственных хитов альбома вместе с великим и ужасным "Стариком Козлодоевым". "Мочалкин блюз" - единственная песня с записи "Искушение святого Аквариума", дошедшая из дикого 73-го до золотых лет группы в 80-90-е.

В записи альбома принимали участие весьма колоритные музыканты. Именно во время работы над "Треугольником" с "Аквариумом" впервые посотрудничал выдающийся музыкант и композитор Сергей Курёхин, будущий клавишник группы и создатель собственного амбициозного проекта "Поп-механика", а также автор множества восхитительных композиций к фильмам и ТВ.

Сергей Курёхин
Сергей Курёхин

Также в нескольких номерах умением играть на фортепиано и чудесным вокалом отметилась фолк-рок-певица Ольга Першина. Именно ей принадлежит вокал на песне "Крюкообразность" и идея мелодии для "Двух трактористов".

Ольга Першина
Ольга Першина

Кстати, "Крюкообразность" изначально звучала совершенно по-другому. Не было нежных переливов клавишных, не было и голоса Першиной. Коллектив задумывал её как боевую песню под барабанную дробь.

Как я и говорил, создатели "Треугольника" активно экспериментировали со звучанием, создавая удивительные, хоть и довольно простые аранжировки, которые уносили в странный, причудливый мир. Им было важно создать новый музыкальный язык, собственную музыкальную и лирическую вселенную. Поэтому они активно создавали причудливые звуки. Например, для песни "Миша из города скрипящих статуй" была изобретена технология имитации завываний ветра. Флейта направлялась прямо внутрь рояля, у которого в этот момент была нажата педаль и отпущены струны. Делалось это для большей реверберации — спущенные струны начинали резонировать и создавали специфический гудящий фон.

Также не могу не указать вам на свою любимую композицию альбома... да и вообще на одну из самых своих любимых композиций вообще. Инструментал "Гиневер" - удивительно прекрасная фолк-композиция флейтиста группы Андрея "Дюши" Романова, им самим и исполненная. Она выбивается из всего материала "Треугольника" и скорее близка к более позднему "Аквариуму". Кстати, и сольное творчество Романова, например, в рамках группы "Трилистник" также заслуживает вашего внимания. Когда-нибудь я непременно посвящу ему отдельную статью.

"Треугольник" - это один из лучших альбомов "Аквариума" раннего периода. Тогда группа ещё не была аккомпанирующим составом Бориса Гребенщикова, а представляла собой молодой и задорный коллектив, который занимался совместным творчеством. Гребенщиков, Гуницкий, Гаккель, Файнштейн, Курёхин, Першина, Тропилло и многие другие объединились перед общей целью, и этой целью стало искусство... пусть не для всех, пусть непричёсанное - зато от души и с песней!

Два посвящения

Конечно, молодые музыканты не могли не отдать дань уважения своим кумирам, а также не передать привет друзьям!
Альбом "Треугольник" содержит две композиции, имеющие адресатов. Первая, представленная выше "Миша из города скрипящих статуй", адресована
Михаилу Шишкову, журналисту, любителю рок-музыки и популярному богемному жителю Ленинграда.

Кто откроет дверь, бесстрашный, как пес?
Мастер мух, собеседник стрекоз,
Увенчанный крапивой и листьями роз —
Миша из города скрипящих статуй.
С полночными зубами, славный, как слон,
Царапающий лбом скрижали времен;
Стоять столбом — это движется он,
Миша из города скрипящих статуй.
Михаил Шишков со знакомой
Михаил Шишков со знакомой

Образ Миши из города скрипящих статуй стал одним из самых известных образов классической советской рок-музыки 80-х. Он же повторился в коде знаменитой песни группы "АлисА" "Шестой лесничий" с одноимённого альбома 1988-го года. Когда Константина Кинчева попросили объяснить смысл фразы о скрипящих статуях и не является ли "Миша" из его песни отсылкой к тогдашнему главе СССР Михаилу Горбачёву, Кинчев ответил, что за разъяснениями нужно идти к Гребенщикову.

Вторая композиция, имеющая адресата - завершающий номер "Треугольника" "Сергей Ильич". Песня имеет подзаголовок "Песня для МБ". За аббревиатурой "МБ" скрывается лидер группы "T.Rex" Марк Болан, творчеством которого Борис Гребенщиков увлекался. Мелодия и структура песни Болана "Cat Black" легла в основу "Сергея Ильича".

Мир "Треугольника"

В "Треугольнике" создаётся неведомый абсурдный мир, будто соседствующий с мирами из авангардного театра и стихов ОБЭРИУтов. Потусторонность, глубокая эмоциональность ощущается за многими песнями, подчас - песнями с самым дурацким содержанием. Разрыв логических связей и ощущение странности происходящего на альбоме перестают быть фатальными для слушателя уже на третьей-четвёртой песне - далее вы либо принимаете правила игры, язык "Треугольника", либо нет.
Не стоит сбрасывать со счетов значение оформления альбома, созданное
Андреем "Вилли" Усовым. Красивая, но несколько тревожная обложка погружает в настроение, а слово "Аквариум" на обороте конверта, написанная двумя эльфийскими шрифтами самого Толкина намекает на то, что "Треугольник" говорит со слушателем на другом языке. На это намекает и фраза, венчающая песню "Сергей Ильич", фраза на эльфийском языке "Lasto beth lammen" ("ласто бет ламмен"), что означает "слушайте слово моего языка".

-8

Если вам понравился этот материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями. Кроме того, буду очень рад вам на новом канале "Old Cinema-TV"! История лучшего кино ХХ-го века - уже там! Новая статья выйдет уже очень скоро! А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ!

ЖУТКАЯ "КОЛЫБЕЛЬНАЯ" ОТ ГРУППЫ БИ-2
Павел Пластинин | Музыка, литература, кино27 июня 2022

#музыка #аквариум #борисгребенщиков #бг #альбомы #рок #русскийрок #авангард #стихи #ленинградскийрокклуб