Как я и грозил во вчерашнем посте, в ближайшее время выпущу ряд статей о своих любимейших музыкальных альбомах - в очередных попытках донести до уважаемой публики свои весьма специфичные музыкальные пристрастия. И первым на очереди у нас альбом группы "Аквариум", о котором сейчас не то, чтобы часто вспоминают - "Треугольник".
Предыстория
Мы говорим "Аквариум", подразумеваем "Гребенщиков". Мы говорим "Гребенщиков", подразумеваем "Аквариум". Так у каждого или почти у каждого из нас. Однако на первоначальном этапе создания коллектива их было двое: молодые любители литературы и музыки Борис "Боб" Гребенщиков и Анатолий "Джордж" Гуницкий. Вместе в 1973-м году они создали весьма интересную DIY-запись "Искушение святого Аквариума", с которой история легендарной группы и началась. И хотя сейчас "Искушение..." в виду ужасного качества записи и весьма своеобразного материала можно слушать разве что из спортивного интереса, однако уже здесь просвечиваются особенности будущего творчества "Аквариума": необычные тексты, мультижанровая музыка, страсть к прокручиванию треков задом наперёд и полное пренебрежение музыкальной конъюнктурой.
К началу 80-х "Аквариум" из дуэта сумасшедших школьников-студентов превратился в настоящий музыкальный коллектив. Джордж Гуницкий с головой ушёл в абсурдистскую поэзию, а Гребенщиков повёл "Аквариум" в светлое будущее при помощи гитары, стиха и своего светлого, почти эльфийского (в те годы) лика. Несмотря на то, что группа активно выступала в родном Ленинграде и за его пределами - правда, недалёкими - годы с 1973-го по 1980-й были годами странствий, когда у группы без конца менялись базы. В группе была жуткая ротация кадров, в результате чего она стала походить на передвижную рок-коммуну, в которой все веселятся как могут... под чутким художественным руководством Бориса Гребенщикова, конечно.
В 1979-м произошло чудо: в Ленинграде появилась студия звукозаписи Андрея Тропилло "АнТроп", где местные музыканты-подпольщики могли записываться. Туда "Аквариум", на правах одной из самых поддерживаемых прогрессивной молодёжью Питера групп, отправилась туда творить историю в олимпийском 80-м.
Работа велась бурная. Параллельно писалось великое множество материала - песни для исполнения на концертах, а также для души. Именно в студии "АнТроп", на сессиях 1980-81 годов родился авангардистский альбом "Треугольник"...
Кстати, если вы хотите отдельную статью о легендарной студии "АнТроп" и её не менее легендарном основателе, требуйте материал в комментариях.
Рисуя "Треугольник"
Молодых музыкантов толкало на эксперименты в области звучания и тематики. И, как случайны и хаотичны подчас были образы в лирике альбома, столь же хаотична была и запись. Гребенщиков вспоминал по этому поводу:
Направляясь в студию, я четко знал, что сегодня мы будем делать какие-то конкретные записи. Но по дороге у меня от веселья возникала новая песня. Поэтому когда я приходил в студию, то говорил: "Забудьте все, что мы собирались делать сегодня. Давайте вот такую новую штуку попробуем... У кого есть идеи?"
Действительно, несколько номеров альбома Борис Гребенщиков написал в общественном транспорте, по дороге на студию. Это песни "Матрос", "Сергей Ильич" и "Миша из города скрипящих статуй". В "Матросе" даже запечатлен Охтинский мост, по которому будущая легенда русского рока не раз проезжала.
В альбоме нашли свой дом несколько экспериментальных песен, написанных Гуницким и Гребенщиковым ещё в 70-е. Это "Хорал", "Марш", "Крюкообразность", "Поэзия", "У императора Нерона", "Мой муравей". Отдельно хотелось бы поговорить о песенке "Мочалкин блюз", ставшая одним из двух главных и, по большому счёту, единственных хитов альбома вместе с великим и ужасным "Стариком Козлодоевым". "Мочалкин блюз" - единственная песня с записи "Искушение святого Аквариума", дошедшая из дикого 73-го до золотых лет группы в 80-90-е.
В записи альбома принимали участие весьма колоритные музыканты. Именно во время работы над "Треугольником" с "Аквариумом" впервые посотрудничал выдающийся музыкант и композитор Сергей Курёхин, будущий клавишник группы и создатель собственного амбициозного проекта "Поп-механика", а также автор множества восхитительных композиций к фильмам и ТВ.
Также в нескольких номерах умением играть на фортепиано и чудесным вокалом отметилась фолк-рок-певица Ольга Першина. Именно ей принадлежит вокал на песне "Крюкообразность" и идея мелодии для "Двух трактористов".
Кстати, "Крюкообразность" изначально звучала совершенно по-другому. Не было нежных переливов клавишных, не было и голоса Першиной. Коллектив задумывал её как боевую песню под барабанную дробь.
Как я и говорил, создатели "Треугольника" активно экспериментировали со звучанием, создавая удивительные, хоть и довольно простые аранжировки, которые уносили в странный, причудливый мир. Им было важно создать новый музыкальный язык, собственную музыкальную и лирическую вселенную. Поэтому они активно создавали причудливые звуки. Например, для песни "Миша из города скрипящих статуй" была изобретена технология имитации завываний ветра. Флейта направлялась прямо внутрь рояля, у которого в этот момент была нажата педаль и отпущены струны. Делалось это для большей реверберации — спущенные струны начинали резонировать и создавали специфический гудящий фон.
Также не могу не указать вам на свою любимую композицию альбома... да и вообще на одну из самых своих любимых композиций вообще. Инструментал "Гиневер" - удивительно прекрасная фолк-композиция флейтиста группы Андрея "Дюши" Романова, им самим и исполненная. Она выбивается из всего материала "Треугольника" и скорее близка к более позднему "Аквариуму". Кстати, и сольное творчество Романова, например, в рамках группы "Трилистник" также заслуживает вашего внимания. Когда-нибудь я непременно посвящу ему отдельную статью.
"Треугольник" - это один из лучших альбомов "Аквариума" раннего периода. Тогда группа ещё не была аккомпанирующим составом Бориса Гребенщикова, а представляла собой молодой и задорный коллектив, который занимался совместным творчеством. Гребенщиков, Гуницкий, Гаккель, Файнштейн, Курёхин, Першина, Тропилло и многие другие объединились перед общей целью, и этой целью стало искусство... пусть не для всех, пусть непричёсанное - зато от души и с песней!
Два посвящения
Конечно, молодые музыканты не могли не отдать дань уважения своим кумирам, а также не передать привет друзьям!
Альбом "Треугольник" содержит две композиции, имеющие адресатов. Первая, представленная выше "Миша из города скрипящих статуй", адресована Михаилу Шишкову, журналисту, любителю рок-музыки и популярному богемному жителю Ленинграда.
Кто откроет дверь, бесстрашный, как пес?
Мастер мух, собеседник стрекоз,
Увенчанный крапивой и листьями роз —
Миша из города скрипящих статуй.
С полночными зубами, славный, как слон,
Царапающий лбом скрижали времен;
Стоять столбом — это движется он,
Миша из города скрипящих статуй.
Образ Миши из города скрипящих статуй стал одним из самых известных образов классической советской рок-музыки 80-х. Он же повторился в коде знаменитой песни группы "АлисА" "Шестой лесничий" с одноимённого альбома 1988-го года. Когда Константина Кинчева попросили объяснить смысл фразы о скрипящих статуях и не является ли "Миша" из его песни отсылкой к тогдашнему главе СССР Михаилу Горбачёву, Кинчев ответил, что за разъяснениями нужно идти к Гребенщикову.
Вторая композиция, имеющая адресата - завершающий номер "Треугольника" "Сергей Ильич". Песня имеет подзаголовок "Песня для МБ". За аббревиатурой "МБ" скрывается лидер группы "T.Rex" Марк Болан, творчеством которого Борис Гребенщиков увлекался. Мелодия и структура песни Болана "Cat Black" легла в основу "Сергея Ильича".
Мир "Треугольника"
В "Треугольнике" создаётся неведомый абсурдный мир, будто соседствующий с мирами из авангардного театра и стихов ОБЭРИУтов. Потусторонность, глубокая эмоциональность ощущается за многими песнями, подчас - песнями с самым дурацким содержанием. Разрыв логических связей и ощущение странности происходящего на альбоме перестают быть фатальными для слушателя уже на третьей-четвёртой песне - далее вы либо принимаете правила игры, язык "Треугольника", либо нет.
Не стоит сбрасывать со счетов значение оформления альбома, созданное Андреем "Вилли" Усовым. Красивая, но несколько тревожная обложка погружает в настроение, а слово "Аквариум" на обороте конверта, написанная двумя эльфийскими шрифтами самого Толкина намекает на то, что "Треугольник" говорит со слушателем на другом языке. На это намекает и фраза, венчающая песню "Сергей Ильич", фраза на эльфийском языке "Lasto beth lammen" ("ласто бет ламмен"), что означает "слушайте слово моего языка".
Если вам понравился этот материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями. Кроме того, буду очень рад вам на новом канале "Old Cinema-TV"! История лучшего кино ХХ-го века - уже там! Новая статья выйдет уже очень скоро! А потому - не прощаюсь!..
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ!
#музыка #аквариум #борисгребенщиков #бг #альбомы #рок #русскийрок #авангард #стихи #ленинградскийрокклуб