Найти тему
Читающим между слов...

Путь Огня и Воды - «Ха Ку До» Часть I.

Оглавление
Стихия огня это всё что имеет свойство стремиться в верх. Стихия воды это всё что имеет свойство стремиться вниз.
Стихия огня это всё что имеет свойство стремиться в верх. Стихия воды это всё что имеет свойство стремиться вниз.
«…ИСКУССТВО ВОИНА состоит в сохранении равновесия между ужасом быть человеком и чудом быть человеком…» (К. Кастанеда)

В некоторых публикациях о

  • сюгэндо (яп. 修験道, «Путь тренировок и испытаний»),
  • ямабуси (яп. 山伏, букв. «скрывающийся в горах»: 山 — гора, 伏 — скрываться) и
  • ниндзюцу (яп. 忍術, «искусство маскировки», «мастерство терпеливых»)

авторы пытаются проникнуть в религиозно-философские учения, лежащие в фундаменте теоретических воззрений древних воинов. Однако, не являясь узкими специалистами ни в области религии, ни в сфере философии, они часто искажают эти сложные доктрины. Да и вообще вряд ли требуется знакомить с ними современного массового читателя? Поэтому мы не будем рассматривать здесь такие уникальные понятия, как

  • «тайки-оку» (всеохватывающее единство),
  • «ин-ё-до» (полярные принципы бытия),
  • «ку-ки» (пространство и движение),
  • «конгокай» и «тайдзокай» (сферы «неразрушимого» и «чрева хранилища»),
  • а также многие другие.
Ямабуси — горные отшельники в Древней Японии, в основном представители буддийских школ сингон и тэндай, сформировавших свободное сообщество и изначально слабо связанных с буддийскими святилищами и монастырями.
Ямабуси — горные отшельники в Древней Японии, в основном представители буддийских школ сингон и тэндай, сформировавших свободное сообщество и изначально слабо связанных с буддийскими святилищами и монастырями.

Будет достаточно, если мы приоткроем хотя бы общий смысл тех концепций, которые обосновывают духовно-телесную практику синоби, а это:

  • «ХаКуДо» (путь огня и воды),
  • «кокю-хо» (работа с внутренней энергией),
  • «го-дай» (пять великих элементов бытия) и
  • «дзэн-по» (девятиступенчатая медитация).

Как уже давно известно в основе теоретических взглядов наставников ниндзюцу лежит учение «сюгэндо», созданное горными отшельниками «ямабуси» и бродячими буддийскими монахами «сюгёдзя». В свою очередь, сюгэндо представляет собой синтез анимистической религии японцев «синто» и тантрического буддизма «сингон», занесенного в Страну Ямато из Китая. Синто – что подразумевают как «путь богов» является культом богов природы и духов предков.

В версии, практиковавшейся у ямабуси, речь идет о культе духов гор «ками». Цель этого культа, как и всех подобных ему, известных в большом количестве в разных регионах планеты, так же стара, как стар этот мир — поставить силы природы себе на службу через оккультные действия. Ведь отшельники утверждали свое духовное и социальное превосходство над простыми крестьянами, рыбаками, лесными жителями путем врачевания людей и домашних животных, предсказания судьбы, долгосрочных прогнозов погоды.

-3

Не требуется доказывать, что личная судьба и здоровье, здоровье и судьбы близких людей, равно как и всё, что связано с хлебом насущным всегда относились к числу самых пристальных приоритетов на свете. Чтобы убеждать себя и других в способности быть посредниками между миром людей и миром духов, отшельникам требовалось время от времени демонстрировать чудеса, то есть совершать какие-то действия, недоступные обычным людям.

1. Путь Огня и Воды.

Здесь берет исток «Путь Огня и Воды» (ХаКуДо). Он детально заключался в следующем: посещать те места в горах, где якобы живут «ками», и там поклоняться им, совершая особые ритуалы.

Если поклонение выполняется «правильно», то довольные духи обязательно поделятся со служителями культа (ямабуси) частью своей силы и своих планов. Вот и вся идея. Разумеется, местами обитания «ками» оказывались такие утолки, где бросалась в глаза прорывающаяся наружу энергия земли: вулканы, гейзеры, водопады, ключи и озера, питающиеся донными источниками, чудовищные нагромождения скал и т. п.

Поклонение с помощью огня сводилось к эффектному хождению босиком (хиватари) по раскаленным углям священных костров «гома». Костры эти, если их разжигали в подходящих местах, из подходящих пород древесины, под аккомпанемент соответствующих заклинаний, привлекали через пламя силу духов гор, известную под названием «икёй». Оставалось лишь настроиться должным образом и, продолжая произносить заклинания, походить какое-то Время по дышащему жаром кострищу, «впитывая» данную силу в себя.

Для большего впечатления зрителей ямабуси иной раз прибегали к дополнительным трюкам. Простейший из них — выдувание огня изо рта. С этой целью тлеющий уголек помещали в полую скорлупу ореха, просверленного с двух сторон. В нужный момент (в темноте ночи) достаточно было дунуть в одно отверстие, как с другой стороны ореха вылетал целый сноп искр. (Трюк этот очень древний, им успешно пользовался когда-то сириец Эвн, вождь грандиозного восстания рабов на острове Сицилия в 138-132 гг. до н. э.).

«такисутё»
«такисутё»

Поклонение с помощью воды заключалось, прежде всего, в стоянии под водопадом, низвергавшимся с высоты прямо на голову отшельника, непрерывно бормочущего заклинания. Такая процедура называется «такисутё». Другой вариант водных «богослужений» ямабуси представлял самое настоящее «моржевание» — купание зимой в ледяной воде («мисоги»). И первое и второе мероприятие не ограничивалось двумя-тремя минутами, а занимало иной раз до часа! Во избежание окоченения требовалось отождествлять себя с огнем, вызывая такой жар в теле, чтобы вокруг отшельника, погруженного в воду немного выше пояса, клубился пар! (Этот метод очень похож на «туммо» — первый из шести способов достижения просветления, практикуемых йогами тибетской секты «кагьюдпа»).

Что касается стояния под водопадом, то оно вело к просветлению психики (либо к ее помрачению, что тоже случалось не редко) самым коротким путем. Слишком сильное воздействие оказывает на головной мозг человека поток ледяной воды, непрерывно долбящий макушку. Кто сомневается — пусть попробует постоять хоть пять минут в душе под максимальным напором холодной воды из трубы со снятым рассекателем.

Как установлено современной наукой, успешное хождение по раскаленным углям, длительное пребывание в холодном водоеме или под холодным водопадом без вредных последствий возможно только за счет измененных состояний сознания, вовлекающих в действие «скрытые» (или «резервные») возможности человеческого Организма.

2. Кокю-хо.

Ознакомившись с китайскими методами достижения измененных состояний сознания (ИСС), нельзя не оценить их достоинств. Ведь они позволяли входить в транс, без поиска сухих дров и водопадов с оптимальным напором воды. Оказалось, что аналогичных результатов можно добиваться, не выходя из своей хижины. Этим уникальным инструментом стало дыхание (функция подчиняющаяся волевому контролю адепта, и одновременно способная работать в автоматическом режиме, подчиняясь непосредственно подсознанию).

Таким образом, достижение трансоподобных состояний дыхательно-энергетическими упражнениями значительно упрощает способность организма переносить любые экстремальные воздействия без ущерба для себя. Например, ходить босиком по огненным углям или мокнуть зимой в холодном водоеме. Такие методы в настоящее время широко известны как цигун. Но в Средние Века они хранились в тайне от непосвященных, ибо считались средством приобщения к богам, поэтапного обретения их совершенства и могущества, находившего внешнее выражение в различных «чудесах».

Углубимся, что такое «работа с энергией»? Это мысленное (точнее, образное) представление процесса циркуляции энергии между человеком и окружающим миром, а также внутри человеческого тела. Как можно ощутить поглощение энергии «ки» из земли и воды, воздуха и огня, кристаллов и драгоценных металлов, деревьев и живых существ? Только внушив это себе (разумеется, связывая мысленные образы с физиологическими ощущениями тока крови и лимфы, напряжения и расслабления мышц).

А в результате человек, практикуя то, что сейчас называют пранаямой или цигуном, «ощущает» как энергия поглощается им извне, как она накапливается внутри живота (в центре «тандэн»), как направляется наружу. Самое же любопытное во всей этой механике то, что «работа с энергией» действительно усиливает возможности «практика» врачевать себя и других, отражать агрессивные поползновения окружающих, и делать многое другое.

Китайские монахи «люгай» владели различными методами цигуна. Все они так или иначе сводились к трем видам практики:

  • регулированию сознания,
  • регулированию дыхания,
  • регулированию положений тела и конечностей.

Многие из них вошли в арсенал ниндзюцу под именем 4 «кокю-хо». Ниндзя применяли оригинальные китайские техники, а также собственные разработки в очень широком спектре.

Провинция Ига была центром религиозных практик школ Сингон и Тэндай, разработавшим эффективные методы психорегуляции, вхождения в трансоподобные состояния, аутотренинга и аутосуггестии. Практика последователей этих школ и ямабуси включала крайний аскетизм, позволявший быстро и эффективно добиваться трансперсонального состояния, в котором происходил сдвиг внешнего восприятия, и мелочи, и нюансы, не замечаемые в обычном состоянии сознания, проявлялись наиболее отчётливо и ясно.

Транс и трансперсональный опыт, способствовали развитию гибкости ума и нестандартности мышления, раскрывали так называемые резервные возможности человеческого организма, дремлющие в состоянии сознания обыденном.

Эти способности и навыки, помноженные на боевой опыт, делали человека неустрашимым бойцом, идущим до конца к достижению намеченной цели.

-8

В частности,

  • для интуитивного восприятия намерений других людей,
  • для улучшения адаптивных возможностей в ситуациях выживания,
  • для врачевания,
  • для расширения физических способностей, эффективности действий в бою, во время бегства либо преследования кого-то...