Путь Наполеона до Малоярославца здесь.
Итак, ранним утром 24 октября, генерал Дельзон спешно выдвинул к Малоярославцу 2-ю бригаду своей дивизии, собираясь направить ее "за речку", на помощь 1-й бригаде, истекающей кровью в Малоярославце.
Но в это время к нему, на звуки канонады, примчался со своей свитой сам командир 4 -го корпуса, он же вице-король Италии, Евгений Богарне, пасынок Наполеона.
Считая атаку русских войск на Малоярославец отвлекающим маневром, Евгений Богарне не разрешил переправу 2-й бригады.
Впрочем, опытный командир вскоре разобрался в ситуации и в город выдвинулась 2-я бригада 13-й дивизии в составе 8-го легкого, 84-го
линейного и 1-го сводного хорватского полка (братья славяне, но окатоличенные).
При этом, орел вроде бы обычного 84-го линейного полка, сжимает в своих когтях золотую пластинку с девизом "Un contre dix" («Один против
десяти») единственный во всей Великой армии (это за бой в Санкт-Леонарде против австрийцев).
Генерал Дельзон лично повел в атаку свою 2-ю бригаду и ему при поддержке 1-й бригады удалось вновь отбросить русские полки за Соборную площадь.
Но тут генерал Дохтуров ввел в бой 11-й егерский полк (в строю 1376 человек вместо положенных по штату 2200), в помощь силам, уже ведущим сражение в городе.
Снова начался ожесточенный уличный бой, в котором стороны старались не уступать друг другу.
Генерал Дельзон лично командует обороной городской заставы и в него одна за другой попадают три пули русских егерей, в том числе одна в голову. Тут же смертельно ранен в грудь его младший брат.
Французы дрогнули и снова отступили через весь город к каменным стенам монастыря.
Вместо убитого Дельзона, командование принял бригадный генерал Гийемино, который, кроме прочего, приказал нескольким гренадерским ротам занять каменные строения у монастыря и не покидать их ни при каких условиях.
По словам офицера итальянской гвардии Цезаря де Ложье:
"События вскоре показали,разумность и полезность этого распоряжения. Всякий раз, когда русские переходили за эти передовые посты, они обстреливались сзади, бежали в беспорядке, и наши
опять возобновляли наступление, чтобы отбросить их окончательно".
В это время на помощь 13-й дивизии спешат части итальянской гвардии 4-го корпуса Евгения Богарне. Итальянцы за все время русского похода еще не участвовали в бою и теперь стремятся отличиться.
Цезарь де Ложье:
"Колонны уже не идут, они летят, но с какой быстротой не ведут нас наши вожди, нам все кажется, что мы идем недостаточно быстро. Раздаются воинственные песни, радость заставляет нас забыть об усталости".
А в это время Наполеон, переночевав в Боровске, вместе со своей свитой не спеша двинулся к свободному, как он полагал, Малоярославцу.
Но на полпути к городу он услышал артиллерийскую канонаду и встретил гонца от Евгения Богарне.
Вице-королю Италии тотчас было отправлено указание удерживать Малоярославец и известие, что на помощь его корпусу идут французские войска.
И уже около 11 часов дня Наполеон стоял на Буниной горе напротив Малоярославца.
В это время в город входят части 14-й дивизии генерала Бруссье, а именно 9-й и 35-й линейные полки, которые отличились при взятии Курганной батареи.
9-й линейный полк, сформированный в Париже, потерял при Бородине почти 60% личного состава и теперь у него в строю не более 800 человек.
Тем не менее, получив подкрепление, французы опять оттеснили русские войска на окраину Малоярославца.
Генерал А. П. Ермолов:
"Неприятель терял ужасно, но ни на что не взирая ввел в город свежие силы и в 11-м часу город был в руках его и едва успели мы вывезти наши батареи".
Находившийся в городе Ермолов, потребовал подкреплений и Дохтуров выслал ему на помощь Либавский и Софийский пехотные полки, которые, впрочем, совместно насчитывали не более 1500 штыков (по штату примерно 4500), в большинстве новобранцев.
Так, Софийский полк имел в стою 24 офицера, 32 унтер-офицера, 25 музыкантов, 240 строевых рядовых, 409 рекрутов и 36 ратников ополчения. Тем не менее свежие русские силы штыковой атакой опрокинули французов и опять очистили город, дойдя до стен монастыря, где снова были остановлены.
Наконец вице-король Италии (он же принц Французской империи) решает ввести в дело полнокровную итальянскую 15-ю пехотную дивизию генерала Пино, которая за все время русского похода еще не была в бою.
"Дивизия Пино, которая во все время похода рвалась к бою, желая проявить свою храбрость и мужество, ухватилась за этот случай и с восторгом подчинилась приказу принца".
Французские войска получают численное преимущество (примерно 15000 французов и итальянцев против 9000 русских) и после упорного боя опять оттесняют русские полки на окраину города.
Но этот успех стоил 15-й пехотной дивизии не дешево, был ранен сам генерал Пино, рядом с ним погиб его брат, а также выбыли из стоя оба бригадных генерала и большинство командиров полков.
«Страшная схватка, завязывается среди пламени, пожирающего постройки. Большая часть падающих раненых остается в огне,
и это представляет ужасное зрелище».
Но в это время к 5-му корпусу Дохтурова наконец приходит подкрепление - 7-й корпус генерала Раевского, авангард всей русской армии под командованием Кутузова.
Если статья понравилась, можно сделать донат автору по ссылке внизу.
Продолжение здесь
Пишите комменты, ставьте лайки и читайте статьи на канале.