Найти тему
who-то

Все еще любим: мультфильмы Disney, которые провалились в прокате, но запомнились нам надолго

Оглавление

«Король Лев», «Алладин», «Мулан». «Зверополис», «Холодное сердце», «Рапунцель». Кассовые гиганты, во многом — легенды мультипликации, запомнившиеся массовому зрителю как бессмертная классика, или как революция, или просто как приятная ностальгия. Эти мультфильмы многое что различает, но стержень у них один: это Disney и это кассовые хиты анимации.

Как и у (практически) любой компании, занимающейся производством мультипликации, у Disney тоже были свои провалы. Иногда это провалы ниже дна — те мультфильмы, которые и студия, и зрители предпочли бы забыть (здесь стоит косо посмотреть на бесконечные сиквелы). Но иногда это картины, попадающие в списки «топ самых недооцененных мультфильмов». Как ни странно, многие из этих работ впоследствии, спустя многие годы после своего кассового провала (или, на крайний случай, просто слабых кассовых сборов), запоминаются зрителями с особой нежной теплотой и попадают в топы любимых мультфильмов детства.

Мне бы хотелось рассказать про топ-3 моих «недооцененышей», один из которых, кстати, является одним из самых любимых мультфильмов от Disney вообще. Но начнем по порядку.

«Атлантида: Затерянный мир», 2001

Как показывает мой собственный опыт, «Атлантиду» помнят преимущественно в хорошем свете. В памяти всплывает потрясающий визуал в голубых тонах, беловолосая Кида и масштабы выстроенного под водой мира. Создатели взяли за основу широко известные мифы о таинственном затонувшем городе Атлантида и сделали из нее полномасштабное приключение ученого-энтузиаста, разноплановой (даже слишком) команды и древней цивилизации.

«Атлантида» визуально красива. Стиль персонажей — угловатый, резкий, граненый — изначально может показаться непривычным, но в этой непривычности и есть изюминка, ведь предыдущие проекты Disney показывали персонажей преимущественно с плавными и округлыми формами. Большой упор делается на масштабный показ мира: панорамные виды на Атлантиду, пролеты камеры, захват пещер разными ракурсами. Проект, очевидно, хотели сделать большим и впечатляющим, и работы в него вложили много. Чего стоит только язык жителей Атлантиды, который был специально разработан и написан Марком Окрандом, который написал клингонский язык для «Звездного Пути».

-2

К сожалению, на одном визуале выехать невозможно, а к сюжету у очень многих зрителей и критиков возникли претензии. Прежде всего, картину обвиняют в перегрузе персонажей. Основная линия Майло и его взаимоотношений с Кидой раскрываются хорошо и плотно, но в мультфильме есть еще как минимум семь действующих, пусть и второго плана, персонажей.

-3

Герои экипажа вышли действительно колоритными и разноплановыми: врач Миляга, пиротехник Винни, механик Одри, геолог Мольер, повар Кекс и связистка Пэкард, лейтенант Синклер. У каждого из них есть свой набор отличительных черт, который в мультфильме проговаривается практически прямо. В рамках одного полного метра уделить достаточно времени каждому не представлялось возможным, хотя акцент на этих персонажах и их ролях делался часто. Здесь вполне можно понять и простить: второстепенные персонажи на то и второстепенные, что не требуют плотного раскрытия, и отчасти это справедливо.

-4

Но если недостаточно раскрытые персонажи экипажа сами по себе были интересные, то вот с главным антагонистом беда вышла грандиознее. Капитан Рурк вышел типичным примером классического злодея, желающего разбогатеть и плюющего на мораль. Можно сказать, что он вышел самым картонным и предсказуемым из всей череды персонажей, а ведь антагонист — такое же ядро сюжета, как и главный герой. Прознать его мотивы легко удается задолго до того, как начинается развязка, что сильно бьет по восприятию сюжета.

-5

Помимо сюжетных недостатков по кассовым сборам «Атлантиды» ударил еще и выход первого Шрека, премьера которого состоялась на месяц раньше. Естественно, новый 3D-мультфильм, перевернувший игру и обстебавший все классические черты Disney с его принцессами, зверьками и прекрасными принцами, вызвал большой ажиотаж и привлек огромное внимание публики, которой, вполне вероятно, после оказалась уже не так интересна классическая диснеевская картина, пусть и отличающаяся от обычных мультфильмов про принцесс в беде. Сарафанное радио играло больше на сторону Шрека, в то время как «Атлантида» осталась если не в тени, то точно в стороне. При бюджете в примерно 120 млн. долларов мультфильм собрал 192 млн долларов, что не является провалом, но явно не бьет никаких рекордов и является достаточно невысоким показателем для Disney.

Несмотря на вышеуказанные недостатки как и самого мультфильма, так и времени его проката, «Атлантида» стала культовой и почитаемой, и на это, естественно, есть свои причины. Это красиво и с любовью сделанная приключенческая история с колоритными персонажами, широкими масштабами происходящего и попыткой создать приключение в сеттинге всем известного, но окутанного тайной мифа. «Атлантида» полюбилась и запомнилась многим благодаря красоте своего мира, и небольшие кассовые сборы этому не помешали.

-6

«Планета Сокровищ», 2003

-7

Черновое название — «Остров сокровищ в космосе», и это действительно так. Джим Хокинс, Джон Сильвер, Билли Боунз и даже капитан (в случае мультфильма — капитанша) Смоллетт посреди бескрайнего космоса и внутри красочного приключения на скрытую планету за кладом. Естественно, точно следовать первоисточнику ни сеттинг, ни взгляды режиссеров на раскрытие персонажей не позволили, что, впрочем, сделало «Планету Сокровищ» еще более самостоятельным и в своем роде вневременным мультфильмом.

Джиму Хокинсу, главному герою, дали большой простор для развития, раскрыв его травмированную сторону — потерю отца, который покинул их с матерью и больше не вернулся. Джим здесь — подросток-бунтарь, эмоциональный, жаждущий приключений и азарта, что и подталкивает его к опасному и авантюрному путешествию. Одним из самых удачных решений мультфильма была демонстрация отношений отца и сына через Джима и Сильвера, киборга, который для обеих — и светлой, и темной — сторон персонажей изначально предстает не тем, кем кажется. Практически всем персонажам дали новую реинкарнацию, даже совместив в некоторых из них несколько характеров из оригинала. Например, здешний доктор Дэлберт Доплер — слияние Дэвида Ливси и Джона Трелони. Раскрытие отношений персонажей мягко гармонируют с происходящим вокруг экшеном, разрушением планет, взрывающимися сверхновыми и плавающими по космосу громадными китами.

-8

Мультфильм совмещает в себе 2D и 3D анимацию, причем последняя в основном выступает в качестве задников, больших объектов, кораблей и многих деталей предметов (например, дверная ручка в каюте капитана). Качественная проработка трехмерной анимации и плавное ее слияние с рисованной позволяет «Планете Сокровищ» даже спустя почти двадцать лет не выглядеть дешево и слишком устаревшей, хотя некоторые анимированные объекты — например, плавающие по космосу киты — проверку временем выдерживают уже плохо. Факт остается фактом: анимация играет на сеттинг.

-9

«Планета сокровищ» работает с жанром аэропанка, совмещая в себе как высокие технологии в виде интерактивной карты космоса, заключенной в небольшой шар, и модернизированных ховербордов, так и викторианские костюмы, классического вида космические корабли и мытье полов шваброй. В обустройстве сеттинга создатели придерживались правила 70/30, где 70% — это классические элементы, а 30% — технологии. В одной и той же сцене мы можем видеть, как персонажи находятся на летающем в космосе корабле, привязывая себя к палубе обычной веревкой при столкновении с черной дырой. Такое столкновение привычного нам, пусть и старинного, мира и будущего образовывает волшебную и необычную картину, не вызывая дисгармонии.

-10

У «Планеты сокровищ» есть, можно сказать, все, чтобы запомниться и остаться классикой в головах людей.

Харизматичные персонажи — на подбор. Джим — обаятельный парнишка с характером; Сильвер — саркастичный заядлый пират с широкой душой; капитан Смоллетт — харизматичная волевая руководительница, знающая свое дело; да даже Морф — небольшое розовое пупырчатое существо, способное принимать формы разных предметов и людей — является самостоятельным героем и играет важную роль в истории.

-11

Необычное представление давно знакомой истории в захватывающем сеттинге. Темы пиратства, поиска сокровищ, космоса и того, что он скрывает, — и все это со знакомыми героями в новых образах, получившими здесь иную сторону своего раскрытия.

Красивая, сочная картинка. Не поспоришь.

И у «Планеты» в какой-то мере получилось стать классикой, положив начало конца эпохе 2D анимации он Disney. Сейчас этот мультфильм вспоминают добрым словом, но кассовый провал очевиден. При бюджете в 140 млн. долларов он набрал ужасающие 109 млн. долларов. Причин, по которым такой провал произошел, можно назвать несколько. Во-первых, нацеленность Disney и зрителей на 3D, которое в то время все еще казалось чем-то новым и по зрительскому интересу значительно превосходило привычный всем рисованный стиль. После «Планеты» Disney выпустит еще два рисованных мультфильма — «Братец-медведь» и «Не бей копытом», — оба из которых не стали прорывами, а после и вовсе уйдет преимущественно в 3D. Во-вторых, странное время для премьеры. Осенне-зимний сезон, где плюсом еще параллельно выходил Гарри Поттер, очевидно перетягивающий на себя внимание аудитории. В-третьих, и это самое печальное, неготовность аудитории к переосмыслению истории. Вполне вероятно, что пересмотр знакомого и многими любимого «Острова сокровищ» в сеттинге аэропанка оттолкнуло фанатом первоисточника, привыкшего к приближенным к оригиналу первоисточникам.

Кажется, что сейчас, в наше время, «Планету сокровищ» приняли бы с куда большим теплом и почетом, пусть даже она и не забывается зрителями до сих пор. Сеттинг аэропанка с авантюрными приключениями пиратов, вероятно, опередил свое время, и нашему десятилетию он подошел бы куда больше.

-12

«В гости к Робинсонам», 2007

-13

Один из первых полнометражных 3D-мультфильмов Диснея, рассказывающий о светловолосом мальчике-изобретателе Льюисе, который растет в детдоме и ввиду своих особенностей никак не может обрести семью. Льюис — никем не понятый мальчишка — мечтает узнать, почему мама бросила его, поэтому изобретает машину памяти, позволяющую считывать воспоминания. Но кое-что идет не так. А потом вообще все идет не так. А потом он оказывается в будущем, где встречает семью таких же, как и он, «странных».

Лейтмотивом, идущим через весь мультфильм, становится одна простая фраза: «Только вперед». Главный посыл «В гости к Робинсонам» — никогда не зацикливаться на ошибках и использовать их только как опыт, ведь в ошибках прогресса даже больше, чем в самих достижениях. Стоит сказать, что идею эту мультфильм вбивает в головы зрителям настолько сильно и прямо, что после просмотра она занимает все пространство в голове, и… разве это плохо? Многие критики отмечали то, какие хорошие вещи пытается донести этот мультфильм, и с этим трудно не согласиться. Тема эта раскрывается не только со стороны очевидного протагониста, Льюиса, но и со стороны антагониста, Губа — такого же детдомовского мальчишки, с которым Льюис жил вместе. Если с посылом все хорошо, то с формой возникло немало проблем.

-14

«В гости к Робинсонам» попал в свой личный производственный ад, когда руководство компанией взял на себя Джон Лассетер и, посмотрев на раннюю версию мультфильма, решил внести множество изменений в сюжет несмотря на то, что времени до премьеры оставалось мало. Да, меньше чем за год было изменено примерно 60% фильма, что повлекло за собой в том числе проблемы с рекламной компанией. Естественно, такие экстренные изменения в производстве наверняка должны были оставить след на качестве анимации, но для рядового зрителя это не так заметно — если не знать, что фильм перелопатили в срочном порядке, резких скачков вряд ли заметишь. Анимация звезд с неба не хватает, это факт. Ей помогает то, что персонажи нарочно сделаны мультяшными, немного резиновыми и отдаленными от реальности, потому что в ином случае недостатки были бы видны ярче. Слабость анимации пытаются компенсировать динамикой: картина чаще всего в движении, постоянно что-то происходит, персонажи перемещаются быстро, а цвета на картинке всегда сочные и яркие. Несмотря на некоторый, на мой взгляд, излишек динамики и количества действий «Робинсоны» не превращаются в сплошную кричащую буффонаду (здесь можно косо посмотреть на «Босс-молокосос»), все-таки выдерживая эту тонкую грань.

-15

При бюджете в предположительные 150 млн. долларов «В гости к Робинсонам» собирает всего 170 млн. долларов, хотя и критики, и зрители приняли его преимущественно положительно. Предположительно, сказалось отсутствие четкой маркетинговой стратегии, потому что итоговый — и все-таки серьезный — посыл мультфильма в трейлере и рекламе был скрыт за безумием, который там происходят: поющие лягушки, летающие машины и так далее. Вполне вероятно, что мультфильм из-за плохой рекламы не смог привлечь к себе более взрослую аудиторию, сориентировавшись преимущественно на детях. Кроме того, на фильм, откровенно говоря, вряд ли делали огромные ставки, учитывая все эти экстренные внесения изменений при недостатке времени. Может, будь у Disney чуть более серьезное отношение к проекту или дай они на изменение больше времени, мир бы увидел куда более четкий «В гости к Робинсонам», но этого мы уже никогда не узнаем.

Тем не менее, мультфильм запомнился зрителю как яркая и красочная история про мальчика-мечтателя, который действительно шел только вперед и в конце концов обрел то, чего всегда хотел. Посыл «В гости к Робинсонам» до сих пор остается как никогда актуальным, и порой пересмотреть эту картину ради небольшого напоминания (и, конечно, ностальгии) достаточно приятно.

-16

Обухович. Р.