Найти тему
Романтика окраин

Подъездные пути станции Павшино. Часть 1-я

Приветствую вас, друзья!

Надеюсь, что вы соскучились по прогулкам пока я был за городом :) И сегодня, по случаю палящего зноя, хочу пусть и виртуально, но перенести вас в пасмурную осеннюю, но сухую субботу в середине ноября, когда мы со Стасом решили выбраться погулять по подъездным путям станции Павшино, что расположена на Рижском направлении МЖД в городском округе Красногорск.

А подъездных путей там хватает, правда, не все они общедоступны и не все действуют, но тем не менее посмотреть есть на что. В общем, чтобы не затягивать предисловие, предлагаю вам по традиции запастись чаем/кофе и давайте гулять! Сегодня часть первая.

Традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям опасно!

1. Начнём мы, разумеется, с платформы Павшино Рижского хода и D2, которая расположена в границах одноимённой станции. Все подъездные пути станции расположены к западу от пассажирской платформы, поэтому движемся в том направлении.

2. Сначала немного истории и технических данных. Станция Павшино открыта в 1906 году. Своё название получила по наиболее древнему (первое упоминание - 1462 г.) селу, позже вошедшему в состав нынешнего Красногорска. Входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является грузовой, по объёму работы отнесена ко 2 классу. Станция имеет 2 главных, 5 приёмоотправочных, 2 погрузоразгрузочных пути, 11 подъездных путей необщего пользования (всего 20 путей). 24 централизованных стрелочных перевода, уложенных на бетон.

-2

3. Имеется 20 железнодорожников в штате Московской дирекции управления движением ОАО «РЖД», включая начальника станции, 5 дежурных по станции, 3 оператора при дежурном, 5 составителей поездов, 6 приёмосдатчиков груза и багажа. Манёвровый тепловоз обслуживает станции Павшино и Нахабино, локомотивная бригада депо им. Ильича (ТЧ-18) в штате Московской дирекции тяги. Начальник станции — Пётр Андреевич Федосеев (с октября 2012 года).

Доходы станции от грузовой работы — 120 млн рублей в год. Основными клиентами числятся: компания «Knauf», Красногорская топливная компания, завод «Бецема», полиграфический комплекс «Экстра М» (правда, сейчас он, кажется, не функционирует). В связи со значительным увеличением объёмов грузовой работы в апреле 2013 года класс станции повышен с третьего до второго.

-3

4. Начало первого куста подъездных путей, который мы осмотрим. Он ведёт на север от станции.

-4

5. Наката на нём нет.

-5

6. Путь проходит прямо среди жилой застройки между микрорайоном СГШ и микрорайоном Павшино. Яркий ЖК справа носит жизнеутверждающее название «Тетрис».

-6

7. Довольно живописная веточка.

-7

8. Среди деревьев обнаружили раритет - старый, по-видимому, телеграфный столб.

-8

9. Он закреплён на рельсе 1915-го года производства.

-9

10. Приближаемся к переезду на Волоколамском шоссе.

-10

11. Пишут, что последний раз ремонт пути на переезде проводился в 2010-м году. Переезд оборудован шлагбаумами и сигнализацией, но сейчас всё отключено.

-11

12. Со старыми фотографиями времён активного движения в этих местах вместе с заводским локомотивом, можно ознакомиться в середине этой заметки, найденной на просторах Сети.

-12

13. Бывшая сбрасывающая стрелка.

-13

14. С другой стороны путь перекрыт бетонными блоками.

-14

15. Интересная будка дежурного по переезду. К сожалению, заколоченная. Пишут, что она уникальна тем, что сооружена к приезду Хонеккера (лидер ГДР) в мае 1985 года всего за неделю.

-15

16. Взгляд назад.

-16

17. Ветка круто по дуге уходит влево.

-17

18.

-18

19.

-19

20. Взгляд назад.

-20

21.

-21

22. И подходим к промзоне, которую она обслуживает. Слева - дома микрораойна с согревающим душу названием Тёплый Бетон. Такое название он получил благодаря тому, что во время строительства домов по Речной улице в начале 1960-х гг. привозили зимой подогретый бетон. На тот момент, как пишут, это было строительным ноу-хау.

-22

23. Здесь довольно мощное путевое развитие. В промзону уходят аж 4 пути.

-23

24. Взгляд назад.

-24

25. Прямо путь ведёт на Красногорский завод им. С. А. Зверева, остальные три, уходящие вправо, ведут на бывший бетонный завод ЗАО «Зенит-Стройсервис БРЗ».

-25

26. Не могу не коснуться истории этого предприятия. ПАО «Красногорский завод имени С. А. Зверева», ранее — Красногорский механический завод (КМЗ) — крупное машиностроительное предприятие, специализирующееся на выпуске гражданской продукции (фотоаппаратура, научная аппаратура) и специализированной аппаратуры (аэрофотосъёмка, космическая фотосъёмка, прицельные устройства, инфракрасная техника). Был образован в 1942 году приказом № 63 Наркома Вооружения СССР от 1 февраля 1942 года на освободившихся площадях завода № 69 имени Ленина (ранее — Павшинский завод точной механики № 19), эвакуированного в октябре 1941 года в город Новосибирск. Заводу был присвоен № 393 в системе Наркомата вооружения (НКВ) СССР.

В годы Великой Отечественной войны деятельность предприятия полностью была направлена на нужды обороны. В марте 1942 года завод начал выпуск первых оптико-механических приборов и в июле этого же года в производстве находятся: большие стереотрубы «БСТ», танковые командирские панорамы «ПТК-5», перископические артиллерийские буссоли «ПАБ», миномётные прицелы «МПБ-80» и «МП-5К». Ставится на производство щелевой аэрофотоаппарат «АЩАФА-2» конструкции В. А. Семёнова. В 1944 году на заводе создаются специальные проектно-конструкторские бюро по аэрофотоаппаратам (СПКБ-1) и по артиллерийским оптическим приборам (СПКБ-2) с одновременной организацией опытно-экспериментальных цехов. Всего в период 1942—1945 года заводом было выпущено более 400 тысяч различных приборов для нужд Красной армии.

После окончания войны по репарациям, Красногорский завод получил большое количество документации и оборудования с немецких оптических предприятий. С 1946 года на заводы отрасли из Германии было направлено около 300 немецких специалистов, основная часть, свыше трети, около пяти лет работала на КМЗ. В послевоенные годы на предприятии начинается производство гражданской продукции и уже в 1946 году завод начинает выпуск трофейной копии фотоаппарата «Zeiss Ikonta», получившего имя «Москва-1», проекционных аппаратов для Библиотеки им. Ленина, начинается подготовка к выпуску фотоаппарата «ФЭД» (получившего позже собственное имя «Зоркий»).

В 1948 году создается Центральное конструкторское бюро (ЦКБ), в которое вошли СПКБ-1 и СПКБ-2 и организуется ряд новых направлений по проектированию танковых прицелов, инфракрасных и других приборов. В 1949 году начинается производство электронного микроскопа ЭМ-3, разработанного в ГОИ под руководством А. А. Лебедева. В 1952 году в серийное производство запускается однообъективный зеркальный фотоаппарат «Зенит», положивший начало целой линейке, одна из моделей которых стала самой массовой «зеркалкой» в мире и выпущена общим тиражом более 8 миллионов экземпляров.

В 1955 году на заводе организуется радиотехническое производство по выпуску аппаратуры для управления ракетами класса «воздух-воздух» и «земля-воздух». В 1958 году завод принял участие во Всемирной выставке в Брюсселе (Экспо-58), на которой образцы заводской продукции были отмечены золотыми медалями и дипломами. В 1959 году красногорским аэрофотоаппаратом «АФА-Е1» в составе фототелевизионного комплекса «Енисей» разработки и производства ленинградского НИИ-380 (НИИ телевидения, ныне: ОАО «НИИТ»), установленным на автоматической межпланетной станции Луна-3 была сфотографирована обратная сторона Луны.

В 1960 году завод начинает выпуск любительских 8-мм кинокамер «Кварц». В 1965—1971 годах разработана и изготовлена высокоточная астрономическая установка ВАУ для фотографирования космических объектов, определения их координат и орбит. Вес установки достигал 30 тонн. Впоследствии опыт работ по этой установке был использован при создании оптико-электронного комплекса контроля космического пространства «Окно». В 1966 году начался серийный выпуск фотоаппаратов «Зенит-Е», «Фотоснайпер» и 16-мм кинокамеры «Красногорск». В 1967 году выпущен панорамный фотоаппарат «Горизонт», завоевавший на выставках несколько золотых медалей. В 1968 году предприятие осваивает производство объективов для телевизионных камер.

В 1976 году предприятие преобразуется в производственное объединение (ПО) «Красногорский завод», в который вошли ряд предприятий по выпуску оптических приборов. В этом же году выпущена камера «Зенит-TTL», а в 1979 году предприятию присвоено имя С. А. Зверева. Начаты работы по разработке и созданию оптико-электронного комплекса контроля космического пространства «Окно» (монтаж комплекса был завершён в 1988 году, принят на боевое дежурство в 1999 году). В 1990 году в производство запущены обзорно-прицельные комплексы «Шквал» для вертолётов и самолётов.

В 1993 году предприятие акционируется и преобразуется в ОАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева» (ОАО КМЗ). В 1995 году Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) переименовано в Научно-технический центр (НТЦ). В 2004 году предприятие на несколько лет получает статус Федерального научно-производственного центра. В 2000-е годы завод пытался освоить массовый выпуск фотоаппаратов сравнительно прогрессивных моделей, в частности, «Зенит-КМ», который оснащался встроенным электроприводом для автоматического взвода затвора и перемотки плёнки. Параллельно продолжали выпускаться модернизированные «Зениты» старого модельного ряда. С 2005-го года выпуск фотокамер «Зенит» был прекращён по решению совета директоров завода, в производстве остались лишь плёночные панорамные фотокамеры марки «Горизонт» и несколько наименований сменных объективов.

7 сентября 2012 года был вновь открыт торгово-выставочный центр «Гелиос», проработавший чуть более двух лет (закрыт в январе 2015 года). 19 сентября 2012 года было объявлено о возобновлении выпуска трёх ранее производившихся резьбовых объективов: «МС Мир-20М», «Гелиос-40-2» и «MC АПО Телезенитар-М 2,8/135». В 2018 году совместно с Leica Camera AG представлен первый российский цифровой фотоаппарат «Зенит-M», разработанный на основе немецкой камеры «Leica M typ 240». Данное изделие комплектуется российским сверхсветосильным объективом «Зенитар» 1,0/35.

По состоянию на 2021 год завод из фототехники производил несколько видов мануальных фотографических объективов, совместимых с камерами Sony, Nikon, Canon и Leica.

-26

27. Бетонный ЗАО "Зенит-Стройсервис БРЗ" занимался выпуском и прямой продажей бетона, в сентябре 2013 г. был ликвидирован, рабочие уволены, а само предприятие перепрофилировано.

-27

28.

-28

29. Взгляд назад. Подъездные пути на фоне панелек Тёплого бетона.

-29

30. Пора двигаться обратно к станции Павшино и другим подъездным путям.

-30

Но продолжение читайте уже в следующем выпуске. А на сегодня пока всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

Также буду очень признателен, если вы поделитесь понравившимися вам моими рассказами с подписчиками, друзьями и знакомыми с помощью кнопки "Поделиться". Спасибо!

#московскаяобласть #красногорск #павшино #железная дорога #история #промышленность #транспорт #Мцд-2 #подъездныепути #краеведение