Приветствую вас, друзья!
Надеюсь, что вы соскучились по прогулкам пока я был за городом :) И сегодня, по случаю палящего зноя, хочу пусть и виртуально, но перенести вас в пасмурную осеннюю, но сухую субботу в середине ноября, когда мы со Стасом решили выбраться погулять по подъездным путям станции Павшино, что расположена на Рижском направлении МЖД в городском округе Красногорск.
А подъездных путей там хватает, правда, не все они общедоступны и не все действуют, но тем не менее посмотреть есть на что. В общем, чтобы не затягивать предисловие, предлагаю вам по традиции запастись чаем/кофе и давайте гулять! Сегодня часть первая.
Традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям опасно!
1. Начнём мы, разумеется, с платформы Павшино Рижского хода и D2, которая расположена в границах одноимённой станции. Все подъездные пути станции расположены к западу от пассажирской платформы, поэтому движемся в том направлении.
2. Сначала немного истории и технических данных. Станция Павшино открыта в 1906 году. Своё название получила по наиболее древнему (первое упоминание - 1462 г.) селу, позже вошедшему в состав нынешнего Красногорска. Входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением. По основному характеру работы является грузовой, по объёму работы отнесена ко 2 классу. Станция имеет 2 главных, 5 приёмоотправочных, 2 погрузоразгрузочных пути, 11 подъездных путей необщего пользования (всего 20 путей). 24 централизованных стрелочных перевода, уложенных на бетон.
3. Имеется 20 железнодорожников в штате Московской дирекции управления движением ОАО «РЖД», включая начальника станции, 5 дежурных по станции, 3 оператора при дежурном, 5 составителей поездов, 6 приёмосдатчиков груза и багажа. Манёвровый тепловоз обслуживает станции Павшино и Нахабино, локомотивная бригада депо им. Ильича (ТЧ-18) в штате Московской дирекции тяги. Начальник станции — Пётр Андреевич Федосеев (с октября 2012 года).
Доходы станции от грузовой работы — 120 млн рублей в год. Основными клиентами числятся: компания «Knauf», Красногорская топливная компания, завод «Бецема», полиграфический комплекс «Экстра М» (правда, сейчас он, кажется, не функционирует). В связи со значительным увеличением объёмов грузовой работы в апреле 2013 года класс станции повышен с третьего до второго.
4. Начало первого куста подъездных путей, который мы осмотрим. Он ведёт на север от станции.
5. Наката на нём нет.
6. Путь проходит прямо среди жилой застройки между микрорайоном СГШ и микрорайоном Павшино. Яркий ЖК справа носит жизнеутверждающее название «Тетрис».
7. Довольно живописная веточка.
8. Среди деревьев обнаружили раритет - старый, по-видимому, телеграфный столб.
9. Он закреплён на рельсе 1915-го года производства.
10. Приближаемся к переезду на Волоколамском шоссе.
11. Пишут, что последний раз ремонт пути на переезде проводился в 2010-м году. Переезд оборудован шлагбаумами и сигнализацией, но сейчас всё отключено.
12. Со старыми фотографиями времён активного движения в этих местах вместе с заводским локомотивом, можно ознакомиться в середине этой заметки, найденной на просторах Сети.
13. Бывшая сбрасывающая стрелка.
14. С другой стороны путь перекрыт бетонными блоками.
15. Интересная будка дежурного по переезду. К сожалению, заколоченная. Пишут, что она уникальна тем, что сооружена к приезду Хонеккера (лидер ГДР) в мае 1985 года всего за неделю.
16. Взгляд назад.
17. Ветка круто по дуге уходит влево.
18.
19.
20. Взгляд назад.
21.
22. И подходим к промзоне, которую она обслуживает. Слева - дома микрораойна с согревающим душу названием Тёплый Бетон. Такое название он получил благодаря тому, что во время строительства домов по Речной улице в начале 1960-х гг. привозили зимой подогретый бетон. На тот момент, как пишут, это было строительным ноу-хау.
23. Здесь довольно мощное путевое развитие. В промзону уходят аж 4 пути.
24. Взгляд назад.
25. Прямо путь ведёт на Красногорский завод им. С. А. Зверева, остальные три, уходящие вправо, ведут на бывший бетонный завод ЗАО «Зенит-Стройсервис БРЗ».
26. Не могу не коснуться истории этого предприятия. ПАО «Красногорский завод имени С. А. Зверева», ранее — Красногорский механический завод (КМЗ) — крупное машиностроительное предприятие, специализирующееся на выпуске гражданской продукции (фотоаппаратура, научная аппаратура) и специализированной аппаратуры (аэрофотосъёмка, космическая фотосъёмка, прицельные устройства, инфракрасная техника). Был образован в 1942 году приказом № 63 Наркома Вооружения СССР от 1 февраля 1942 года на освободившихся площадях завода № 69 имени Ленина (ранее — Павшинский завод точной механики № 19), эвакуированного в октябре 1941 года в город Новосибирск. Заводу был присвоен № 393 в системе Наркомата вооружения (НКВ) СССР.
В годы Великой Отечественной войны деятельность предприятия полностью была направлена на нужды обороны. В марте 1942 года завод начал выпуск первых оптико-механических приборов и в июле этого же года в производстве находятся: большие стереотрубы «БСТ», танковые командирские панорамы «ПТК-5», перископические артиллерийские буссоли «ПАБ», миномётные прицелы «МПБ-80» и «МП-5К». Ставится на производство щелевой аэрофотоаппарат «АЩАФА-2» конструкции В. А. Семёнова. В 1944 году на заводе создаются специальные проектно-конструкторские бюро по аэрофотоаппаратам (СПКБ-1) и по артиллерийским оптическим приборам (СПКБ-2) с одновременной организацией опытно-экспериментальных цехов. Всего в период 1942—1945 года заводом было выпущено более 400 тысяч различных приборов для нужд Красной армии.
После окончания войны по репарациям, Красногорский завод получил большое количество документации и оборудования с немецких оптических предприятий. С 1946 года на заводы отрасли из Германии было направлено около 300 немецких специалистов, основная часть, свыше трети, около пяти лет работала на КМЗ. В послевоенные годы на предприятии начинается производство гражданской продукции и уже в 1946 году завод начинает выпуск трофейной копии фотоаппарата «Zeiss Ikonta», получившего имя «Москва-1», проекционных аппаратов для Библиотеки им. Ленина, начинается подготовка к выпуску фотоаппарата «ФЭД» (получившего позже собственное имя «Зоркий»).
В 1948 году создается Центральное конструкторское бюро (ЦКБ), в которое вошли СПКБ-1 и СПКБ-2 и организуется ряд новых направлений по проектированию танковых прицелов, инфракрасных и других приборов. В 1949 году начинается производство электронного микроскопа ЭМ-3, разработанного в ГОИ под руководством А. А. Лебедева. В 1952 году в серийное производство запускается однообъективный зеркальный фотоаппарат «Зенит», положивший начало целой линейке, одна из моделей которых стала самой массовой «зеркалкой» в мире и выпущена общим тиражом более 8 миллионов экземпляров.
В 1955 году на заводе организуется радиотехническое производство по выпуску аппаратуры для управления ракетами класса «воздух-воздух» и «земля-воздух». В 1958 году завод принял участие во Всемирной выставке в Брюсселе (Экспо-58), на которой образцы заводской продукции были отмечены золотыми медалями и дипломами. В 1959 году красногорским аэрофотоаппаратом «АФА-Е1» в составе фототелевизионного комплекса «Енисей» разработки и производства ленинградского НИИ-380 (НИИ телевидения, ныне: ОАО «НИИТ»), установленным на автоматической межпланетной станции Луна-3 была сфотографирована обратная сторона Луны.
В 1960 году завод начинает выпуск любительских 8-мм кинокамер «Кварц». В 1965—1971 годах разработана и изготовлена высокоточная астрономическая установка ВАУ для фотографирования космических объектов, определения их координат и орбит. Вес установки достигал 30 тонн. Впоследствии опыт работ по этой установке был использован при создании оптико-электронного комплекса контроля космического пространства «Окно». В 1966 году начался серийный выпуск фотоаппаратов «Зенит-Е», «Фотоснайпер» и 16-мм кинокамеры «Красногорск». В 1967 году выпущен панорамный фотоаппарат «Горизонт», завоевавший на выставках несколько золотых медалей. В 1968 году предприятие осваивает производство объективов для телевизионных камер.
В 1976 году предприятие преобразуется в производственное объединение (ПО) «Красногорский завод», в который вошли ряд предприятий по выпуску оптических приборов. В этом же году выпущена камера «Зенит-TTL», а в 1979 году предприятию присвоено имя С. А. Зверева. Начаты работы по разработке и созданию оптико-электронного комплекса контроля космического пространства «Окно» (монтаж комплекса был завершён в 1988 году, принят на боевое дежурство в 1999 году). В 1990 году в производство запущены обзорно-прицельные комплексы «Шквал» для вертолётов и самолётов.
В 1993 году предприятие акционируется и преобразуется в ОАО «Красногорский завод им. С. А. Зверева» (ОАО КМЗ). В 1995 году Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) переименовано в Научно-технический центр (НТЦ). В 2004 году предприятие на несколько лет получает статус Федерального научно-производственного центра. В 2000-е годы завод пытался освоить массовый выпуск фотоаппаратов сравнительно прогрессивных моделей, в частности, «Зенит-КМ», который оснащался встроенным электроприводом для автоматического взвода затвора и перемотки плёнки. Параллельно продолжали выпускаться модернизированные «Зениты» старого модельного ряда. С 2005-го года выпуск фотокамер «Зенит» был прекращён по решению совета директоров завода, в производстве остались лишь плёночные панорамные фотокамеры марки «Горизонт» и несколько наименований сменных объективов.
7 сентября 2012 года был вновь открыт торгово-выставочный центр «Гелиос», проработавший чуть более двух лет (закрыт в январе 2015 года). 19 сентября 2012 года было объявлено о возобновлении выпуска трёх ранее производившихся резьбовых объективов: «МС Мир-20М», «Гелиос-40-2» и «MC АПО Телезенитар-М 2,8/135». В 2018 году совместно с Leica Camera AG представлен первый российский цифровой фотоаппарат «Зенит-M», разработанный на основе немецкой камеры «Leica M typ 240». Данное изделие комплектуется российским сверхсветосильным объективом «Зенитар» 1,0/35.
По состоянию на 2021 год завод из фототехники производил несколько видов мануальных фотографических объективов, совместимых с камерами Sony, Nikon, Canon и Leica.
27. Бетонный ЗАО "Зенит-Стройсервис БРЗ" занимался выпуском и прямой продажей бетона, в сентябре 2013 г. был ликвидирован, рабочие уволены, а само предприятие перепрофилировано.
28.
29. Взгляд назад. Подъездные пути на фоне панелек Тёплого бетона.
30. Пора двигаться обратно к станции Павшино и другим подъездным путям.
Но продолжение читайте уже в следующем выпуске. А на сегодня пока всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!
Также буду очень признателен, если вы поделитесь понравившимися вам моими рассказами с подписчиками, друзьями и знакомыми с помощью кнопки "Поделиться". Спасибо!
#московскаяобласть #красногорск #павшино #железная дорога #история #промышленность #транспорт #Мцд-2 #подъездныепути #краеведение