Тут на Кью в очередной раз всплыл вопрос "почему же нацисты уничтожали евреев, а не депортировали их" — мол, проще же? Вопрос "почему уничтожали" так-то отдельный и очень сложный: я уже много раз говорил тут, что несмотря содержание ещё "25 пунктов", как таковой Холокост раскачивался долго и ситуация год от года была очень разной. А вот насчёт "почему не депортировали" — это просто. Дело в том, что вообще-то изначально хотели депортировать. Но...
Для начала напомню то, о чём уже не раз говорили. Умеренные рейхофилы очень любят пытаться представить ситуацию так, будто до "лагерей смерти" или хотя бы до гетто особо антисемитизма и не было. Это не так, конечно: читаем первую программу НСДАП от 1 апреля 1920 (пранк зашёл слишком далеко). Пункт 4:
"Гражданином Германии может быть только тот, кто принадлежит к немецкой нации, в чьих жилах течёт немецкая кровь, независимо от религиозной принадлежности. Таким образом, ни один еврей не может быть отнесён к немецкой нации, а также являться гражданином Германии" (с)
Однако уничтожить 6 миллионов евреев тогда, конечно, никто ещё всерьёз не предлагал. Как и в 1933 году, и даже чуть позже. А вот идея депортации возникла, благо что евреи сами начали покидать Германию (и Австрию после аншлюса весной 1938). Проблема в том, что такая большая масса людей не может быть просто выдворена из страны в никуда: нужна некая сторона, которая их примет.
А вот принимать сотни тысяч беженцев были готовы, что называется, не только лишь все — мало кто был готов. Не говоря уж о вообще всех евреях Германии и Австрии. Квоты на приём были жёстко ограничены.
Собственно говоря, как раз после аншлюса международное сообщество наконец обратило на проблему внимание — стараниями Франклина Делано Рузвельта. Президент США инициировал Эвианскую конференцию, которая состоялась уже летом 1938. В ней приняли участие 32 государства и различные общественные организации. Что интересно, в качестве представителя Британской Палестины пыталась выступить Голда Меир, о чей роли в истории Израиля рассказывать не нужно — но в итоге осталась только наблюдателем.
Адольф Гитлер по поводу конференции прямо сказал: отличная идея, если вы хотите помочь евреям — ваше право, я сам их доставлю куда нужно.
Эвианская конференция могли бы спасти миллионы людей, но увы и ах: всё сложилось дурно. Среди стран-участниц готовность принимать евреев массово выразили только Доминиканская республика и Коста-Рика, да и у тех возможности всё же были ограничены: это маленькие страны.
А вот Австралия, например (на большей части огромной территории которой никто не живёт) согласилась лишь на 15 000 человек за три года. Причём делегат от этой страны высказался, кхым, своеобразно: "Поскольку у нас нет реальной расовой проблемы, мы не желаем ее импортировать". Канада вовсе отказалась от беженцев, Южно-Африканский Союз был готов принимать уже имеющих родственников на своей территории, Франция и США (вопреки позиции самого Рузвельта) заявили об исчерпании своих возможностей в этом направлении.
Вот и вышло так, что нацисты с самого начала не рассматривали евреев как граждан Германии при своём правлении — однако и деваться большей части евреев оказалось некуда.
Впрочем, нельзя обвинить в провале конференции только потенциальные принимающие стороны. Ни разу не облегчала процесс и весьма ригидная позиция ряда сионистских лидеров, которые увидели хорошую возможность наконец-то надавить на Великобританию, чтобы заставить её разрешить массовую миграцию евреев в Палестину. Эти люди определённо совершили большую ошибку.
Опять же, нужно подчеркнуть: в 1938 году никто ещё не мог представить, до чего Холокост в итоге дойдёт. Если бы международное сообщество понимало, что альтернативой переселению станут газовые камеры — всё могло сложиться иначе, но до настоящего безумия было ещё довольно далеко. Пока в Рейхе ещё даже работали специальные органы, занимающиеся высылкой евреев — этим делом руководил Адольф Эйхман (тот самый, что будет в 1960 году захвачен Моссадом в Аргентине). Тогда он ещё "окончательно решал еврейский вопрос" вовсе не теми методами, за которые в итоге был казнён.
Тем не менее Эвианская конференция всё равно остаётся настолько грустной и неудобной для всех историей, что сегодня о ней предпочитают просто не вспоминать.
Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или по тегу #миллеркат