12 июля Православная Церковь вспоминает жизненный подвиг и нелегкие проповеднические труды святых всехвальных апостолов Петра и Павла. Дата этого праздника не переходящая, его ежегодно отмечают в один и тот же день.
Хотя это торжество и не является двунадесятым, все же оно, согласно Уставу Церкви, относится к Великим праздникам, таким же, как Покров Богородицы, Обрезание Господне, Рождество Иоанна Крестителя и Усекновение его главы и день памяти святителя Василия Великого.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЗНАЧЕНИИ ЭТОГО ПРАЗДНИКА
Митрополит Волоколамский Илларион (Алфеев) о значении данного торжества высказался так: «Когда мы празднуем память Петра и Павла, это не просто воспоминание о каких-то достойных людях, которые стояли у основания Церкви. Это еще и призыв Церкви нам научиться хотя бы в какой-то мере жить также, как они. Научиться хотя бы в какой-то мере посвящать свою жизнь Богу, посвящать свою жизнь другим людям. Учиться всему тому, о чем они говорят в своих Посланиях, и о чем они засвидетельствовали всей своей жизнью».
Благодаря этим достойным последователям Иисуса, избравшим путь сострадательной любви и испытаний, благодаря их готовности пожертвовать собой ради распространения среди народов, исповедующих идолопоклонство, Благой Вести, сегодняшние христиане имеют надежду наследовать Жизнь Вечную.
Св. Петр, именовавшийся также Симоном, – ученик Иисуса, которому было сказано Спасителем: «ты — Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её. и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18-19).
Св. Павел, имевший ранее имя Савл, ничего не знал о Миссии при Его земной жизни. Он не входил в число ближайших учеников Сына Божия. Однако, в силу особого признания Церковью его заслуг в распространении Благой Вести, этого последователя Христа почитают первоверховным апостолом, таким же, как и Петр, поскольку он стал величайшим учителем и проповедником Истинного Учения среди язычников в I-ом веке.
ПОЧЕМУ ИМЕННО 12 ИЮЛЯ МЫ ОТМЕЧАЕМ ПЕТРОВ ДЕНЬ И ПОЧЕМУ ЭТОМУ ТОРЖЕСТВУ ПРЕДШЕСТВУЕТ ПОСТ
По Преданию оба этих доблестных приверженца Христова Учения были казнены в Риме в один день. Произошло это 29 июня (12 июля по новому стилю) в 60-е гг. I-го столетия. Ученые до сих пор ведут споры по поводу точного года их казни: чаще других высказываются предположения о 65-м или о 67-м годах от Рождества Христова. Святитель Димитрий Ростовский, составивший многотомный труд о житиях Божиих угодников, предположил, что кончина этих достойнейших христианских учителей могла последовать либо одновременно в один и тот же день, либо с разницей продолжительностью в один год. Подобные же сведения содержатся в сохранившихся до нашего времени старинных богослужебных календарях: Римском (IV в.), Карфагенском (V в.), в сакраментарии папы Григория Великого (VI в.) А богослов рубежа IV-V веков блаженный Августин говорил так: «Хотя они не погибли в одно время, все-таки память обоих празднуем в один день, потому что апостол Павел на один год позже погиб в тот же день, в который Петр с узов тела преставился в мир ангелов».
Дата празднования памяти апостолов Петра и Павла связана также с перенесением их честных тел из места первоначального погребения в катакомбы, туда, где языческие правители не могли бы их отыскать и уничтожить. Произошло это 12 июля 258 г. Впоследствии, когда гонения на приверженцев Христианского Учения поутихли, мощи праведников снова вынесли из укрытия для всеобщего поклонения верующих. Сегодня святые тела апостолов покоятся в Ватикане, в посвященных апостолам римских базиликах.
Дню святых Петра и Павла предшествует не слишком строгий Петров или, как еще его называют, Апостольский пост, продолжительность которого зависит от сроков празднования Светлого Дня Пасхи. Начинается он в день, следующий за Неделей Всех Святых, а оканчивается - 12 июля. Данный пост установлен по примеру самих учеников Спасителя, возложивших на себя подобное ограничение перед тем, как выйти на служение и приступить к делу, порученному им Сыном Божиим, - проповедованию Благой Вести живущим на земле народам.
Петров пост сохраняется только в тех поместных Церквях, что остались верны лунно-солнечному юлианскому календарю.
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ПЕТРОВА ДНЯ. КАК ОТМЕЧАЛИ ЭТОТ ДЕНЬ НАШИ ПРЕДКИ
На Руси День Петра и Павла стали отмечать вскоре после Крещения. В народе его именовали по-разному: Петров день, Петровки, Петр-рыболов, Мирская свеча, Макушка лета, Зеленый покос.
Каждая семья подготавливалась к нему заблаговременно. Запасались снедью, пекли караваи, украшали избы. А сельская молодежь еще с вечера уходила в поле, где вдали от надзора старших проводила ночь, ожидая солнечного восхода, ведь, по народному поверью, солнышко в этот праздник, как и в Светлый День Христова Воскресения, «играет» на небе, то есть переливается всевозможными красками и, меняя привычную свою траекторию, движется по небесному своду вверх-вниз.
В старину о Петровом дне было сложено много поговорок: «С Петрова дня красное лето», «С Петра зеленый покос», «Петр да Павел жару прибавил», «С Петровок день убывает, а жара прибывает», «На Петра – колос, на Илью – колоб». Существовали и ироничные высказывания: «Худой поросенок и в Петровки зябнет», «Нужен, как на Петров день варежки».
В отдельных губерниях этот день считался также и праздником всех рыболовов, поскольку святой Петр до призвания его Спасителем, согласно Священному Писанию, был рыболовом. Его же издревле считали покровителем всех, кто каким-то образом был связан с рыбным промыслом. Рыбаки в Петров день заказывали апостолу молебен и собирали деньги на «мирскую свечу», чтобы в праздник поставить ее к образу святого.
А еще в старые времена существовали некоторые обряды, сохранившиеся, вероятно, в нашем Отечестве с дохристианских времен. К примеру, в некоторых селениях принято было в ночь на 12 июля искать цветущий Петров крест. Люди верили, что корень этого чудесного растения избавит их от напасти и укажет дорогу к заклятому кладу, подсказав при этом, как его безопасно извлечь из земли. А в некоторых селах Тамбовской губернии бытовало поверье, что речное купание накануне этого праздника поможет отогнать от человека блудного беса.
Как и к любому торжественному событию, к этому празднику в среде христиан всегда было принято готовиться с особым усердием. Верующие тщательно прибирали свои жилища, украшали образа вышитыми рушниками и, конечно же, спешили на праздничное богослужение, чтобы вместе со всей церковной общиной вознести славословия Господу и Его всехвальным первоверховным апостолам Петру и Павлу.
После службы обычно, продолжая отмечать торжество, люди собирались за совместной трапезой. Ведь в эту дату еще и оканчивается Апостольский пост, а потому стол можно разнообразить всякими блюдами.
В старину в Петров день принято было разговляться сырными пампушками, которые в некоторых южных и западных регионах именовали мандриками (от старинного славянского слова «мандрiвка», то есть «странствие»). Существовало поверье, что таким хлебом питались ученики Спасителя, поддерживая свои телесные силы в длительных путешествиях, когда они странствовали по земле, проповедуя Благую Весть. Оттого у этой выпечки и такое название. Среди народа ходила также легенда о том, что однажды такой хлеб украла у св. Петра лесная кукушка. С той поры, в наказание, 12 июля эта птица никогда не подает голоса. Во всякое иное время кукование ее слышно, а в Петров день – никогда.
В праздник святых апостолов, как и во всякий другой праздничный день, не рекомендуется выполнять тяжелые работы, отвлекающие верующих от благочестивых дел и молитвы. И с особым тщанием следует избегать всяческих ссор, разногласий и брани, омрачающих светлое торжество.
А еще в этот день важно не забыть поздравить с именинами ближних, носящих имена этих верных служителей Господа - святых апостолов Петра и Павла.
Икона праздника
Иконография образов этих апостолов весьма разнообразна. Их совместные изображения в христианском искусстве известны издревле, они обнаружены еще во фресковых циклах римских катакомб.
Поскольку воспоминание жизненных подвигов этих Божиих угодников приходилось на одну дату, то и на праздничной иконе их лики с глубокой старины изображают вместе.
Предание повествует, что первую икону святых Петра и Павла привез из Корсуни в русские земли равноапостольный князь Владимир. Впоследствии ее передали в Новгородский собор святой Софии. К слову, и первую обитель, носящую имя этих славных подвижников, также возвели в Новгороде в 1185 г.
Из византийского искусства пришла на Русь традиция изображать апостолов в синих (либо лазорево-голубых или нежно-зеленых) хитонах и в плащах. Причем, плащ святого Петра традиционно писали охристым или золотистого цвета, а плащ апостола Павла – вишневым. Иногда в руках Петра изображают крест с длинным нижним концом, символизирующий одновременно и страдальческую кончину подвижников, и их пастырскую деятельность.
Из западноевропейского искусства пришла также традиция изображать апостола Павла с мечом в руках – орудием его казни.
#религия #православие #эзотерика #традиции #семья