Найти тему
kyrillic

В ответ на пост

В ответ на пост

В каких сферах я бы НЕ СТАЛ делать стартап сейчас. Это про идеи для стартапов, ч.2!

За последние пару лет успел насмотреться на много разного по теме: мы придумывали и крутили идею Бо - чтобы в том числе было интересно vc. Исследовали множество отчетов и бенчмарков по рынкам для пресида/сида, говорили с другими фаундерами, зависали часами на кранчбейсе и смотрели, в кого инвестирует YC в каждом батче (и отвечали на вопрос “почему инвестировали в нас”). В общем развили насмотренность в этом вопросе!

Хочу поделиться некоторыми наблюдениями. Дисклеймер 1: все субъективно, но я всегда опираюсь на цифры. Делюсь всеми, которыми могу, и снабжаю источниками. Д2: инвесторы - намного более насмотренные, и о таком могут говорить более предметно. А я пытаюсь смотреть со стороны стартапа. Д3: я пишу в контекста того, какой стартап делать сейчас, в 2022. Поэтому речь о компаниях ранних стадий - preseed/seed.

0️⃣ Сначала про когнитивное искажение таких наблюдателей, как я. В публичном поле часто громко говорят о растущих рынках, но эта информация может вводить в заблуждение тех, кто в начале пути. Потому что красивые столбики графиков в основном формируют большие раунды стартапов поздних стадий. Например если убрать Bolt из эстонского стартап-чуда, то это уже не будет таким чудом (что конечно не умаляет крутость других ребят из Эстонии).

1️⃣ Мобильные приложения очень редко привлекательны vc. Оно и понятно: 90%+ выручки того же app store делает 1% приложений. Какой шанс попасть в этот процент? А еще много статистики, что пользователи тяготеют к тому, чтобы не увеличивать количество новых приложений. Я видел очень мало preseed раундов мобильных приложений.

2️⃣ Design tools: сам бы что-то такое делал раньше, но просто тут все перегрето: юзеры слишком избалованы хорошими решениями, а ценность в виде буста продуктивности - не всегда очевидна. Но вот dev tools - это по-моему вечно хайповая тема.

Тут я нашел такую закономерность: tools для профессий, куда простой вход и можно успешно прикидываться профессионалом (дизайнеры, продакты, маркетологи, психологи и др.), - имеют недолгий период хайпа. А вот в разработку например с улицы после курсов - не зайти. Именно поэтому никакого большого будущего нет у ноукода (как замены больших этапов разработки).

3️⃣ Edtech: писал об этом в предыдущем посте про идеи - очевидно, что тренд прошел. Но я бы добавил, что это про тренд на edtech для детей и в модных диджитал профессиях. А если например для blue collars - то почему нет?

4️⃣ Массовый b2c: тоже упоминал, но разовью мысль. Я вижу очень четкий тренд, что успешными тут становятся фаундеры, которые закрывают раунды либо на другой продукт (b2b) и делают пивот, либо могут закрыт на что угодно за прошлые заслуги. Причем так все устроено уже много лет. А многие из этих фаундеров сделали свои первые успешные b2c продукты еще лет 15-20 назад, когда успех не был очевиден. И заняли важное место на растущих рынках.

А еще хороший продукт делать очень долго, до нескольких лет командой. Например я свой инвайт в Superhuman ждал лет шесть.

Но даже если можно сделать быстро, нужно очень долго доказывать (виральностью, mau, и тд) ценность продукта. Сколько нужно пользователей, чтобы получить $80k mrr с подпиской $9/мес? И сколько будет стоить их поддержка?

Другие пункты не влезли, в другой раз, там еще много! Stay tuned!

@kyrillic