Умение лавировать в международных делах в свою пользу всегда отличало турецкого президента.
Возьмем, к примеру, последние события. Возражения Анкары относительно членства Финляндии и Швеции в НАТО сначала восприняли как его блажь либо попытку поторговаться. В итоге, хотя турецкие требования и не удовлетворены, они, по сути, признаны легитимными. Это уже не мало, поскольку претензии Анкары по поводу западных симпатий к курдам - часть внешней политики Турции.
У нее вторая по численности армия в НАТО, к тому же размещенная в стратегически важном регионе мира. Поэтому руководству блока приходится терпеть нападки Анкары на ее союзницу по альянсу Грецию, которую турки обвиняют в милитаризации Эгейского моря. При этом турецкая сторона не только ограничивается претензиями, но и угрожает решительным ответом.
В Сирии Анкара обрисовывает новые рамки влияния. Там она вступает в противоречия с политикой США, да и России тоже, избегая при этом резких виражей. Добавим сюда непростые отношения Турции с Францией, Германией и Австрией, хотя бы по тем же мигрантам.
Пик политического мастерства Эрдогана - его позиция по российско-украинскому конфликту. Ему удается одновременно дистанцироваться от него, но и быть глубоко вовлеченным. Со стороны Киева упреки в отношении Турции, которая тесно сотрудничает с Россией, не звучат. В свою очередь Москва терпит поставки турецких боевых беспилотников ВСУ.
Крайне благоприятное географическое положение Турции дает возможность Эрдогану сохранять относительную свободу поведения в рамках того же НАТО. Президент действует в зависимости от обстоятельств, настаивая на соблюдении национальных интересов. При этом он умело апеллирует к чаяниям своего народа. Это лишает аргументов у внешних партнеров Турции.
Сейчас националистически настроенные лидеры, которые не боятся об этом заявлять, выглядят лучше космополитов. Вот и Эрдоган, который еще несколько лет назад олицетворял на Западе худшие черты популиста-автократа, смотрится сегодня как эффективный и последовательный руководитель.
Справится ли он на фоне событий, происходящих в Украине, с кучей экономических проблем, которые охватили Турцию, вот вопрос.