Холодинамика - это направление трансперсональной психологии, которое дает объяснение происходящим с человеком явлениям, возникло на стыке работ К.Юнга и квантовой физики в 70-х годах 20-го века.
Авторы и последователи этого направления объясняют не только содержание личности человека, но и принципы устройства вселенной, но в этом посте я хочу лишь показать возможность увидеть содержание внутреннего мира человека с точки зрения структурной иерархии.
Каждый человек содержит в себе "команду своего Я" и в нем прекрасно уживаются разные роли:
- Я как человек,
- Я как супруг или жена,
- Я как сотрудник организации,
- Я как родитель своих детей,
- и многие другие роли.
Причем для каждой роли человек владеет своим набором моделей поведения, состояний, убеждений, ощущений и др, и в каждой ситуации действует бессознательно, то есть особо не задумываясь.
Пример
Представьте себе двух маленьких детей возраста 1-4 года, которые никогда раньше не встречались с собаками. Поскольку они ни разу не взаимодействовали с этими животными, то у них нет и представлений о том, какие эти существа - добрые или злые, хорошие или опасные.
1. Первому ребенку повезло - когда он впервые встретил собаку, та повернулась к нему доброй стороной - обнюхала, дала себя погладить, повиляла хвостом. Мальчик получил позитивный опыт и зафиксировал, что собаки - это добрые, ласковые и послушные существа. В дальнейшем он будет легко взаимодействовать с ними с позиции взрослого, и возможно в будущем заведет себе собаку в качестве домашнего животного. Рассмотрим иерархию его личности в ситуациях взаимодействия с собаками по модели Ковалева С.В.
Первое Я (Эго-состояние)
Взрослый
Идентичность (Кто Я?)
Взрослый человек
Субличность (Какой Я?)
Спокойный взрослый человек
Часть (Что я делаю?)
Спокойно взаимодействую с собакой
Субчасть (Что я чувствую?)
Спокойствие, уверенность, принятие
2. Второму ребенку не повезло - собака была не в духе, облаяла его, а возможно и укусила. Ребенок решил, что собаки - это опасные существа, и их стоит бояться и остерегаться. Поскольку он испытал шок и не смог эмоционально принять эту ситуацию, у него образовалась бессознательная часть травмированного ребенка - отныне эта часть будет пугать его при виде собак и следить за тем, чтобы животное к нему не приближалось, чтобы быть в безопасности.
Первое Я (Эго-состояние)
Приспосабливающийся ребенок
Идентичность (Кто Я?)
Маленький мальчик
Субличность (Какой Я?)
Пугливый маленький мальчик
Часть (Что я делаю?)
Пугаюсь, опасаюсь, обхожу стороной
Субчасть (Что я чувствую?)
Страх, неуверенность, сдавленность
Проблема в том, что в ситуациях взаимодействия с собаками человек останется травмированным ребенком и в зрелом возрасте, пока не отработает психотравму. Он будет обходить собак стороной и скорее всего никогда не заведет ее себе в качестве домашнего животного.Вернемся к холодинамике и иерархии устройства личности.
Холон - это нечто целое само по себе, при этом являющееся частью чего-то большего.
Другими словами:
- Страх является частью испуганного поведения,
- Испуганное поведение является частью пугливого мальчика,
- Пугливый мальчик является частью маленького мальчика,
- маленький мальчик является частью травмированного и отныне приспосабливающегося мальчика в контексте эго-состояний (подробнее), и так далее.
С помощью принципов холодинамики можно рассмотреть отдельные составляющие личности человека, понять с какой частью нужно работать, чтобы справиться с проблемой за короткий срок.
==
Подпишитесь на мой Telegram канал, чтобы ежедневно узнавать новое о практической психологии: ссылка
#личность человека #бессознательно #психология #психотерапия #психолог онлайн #психолог москва