Современный человек, склонный к индивидуализму, часто проявляет равнодушие к окружающим. Зацикленность на себе и своих интересах мешает увидеть, что рядом есть люди, нуждающиеся в поддержке. В ситуации, когда каждый сам за себя, мы наблюдаем, как в обществе усиливаются агрессия, нетерпимость, жестокость.
Что же делать? Необходимо вспомнить то, о чем говорили еще античные философы, — в частности, Аристипп Киренский, создавший кодекс из 24 наставлений.
Наставление II — УВАЖЕНИЕ
Будь заботливым, добрым и внимательным к другим людям.
Быть заботливым означает избегать того, что может расстроить окружающих. Забота о другом человеке включает в себя готовность оказать ему защиту и помощь.
Философское осмысление
Давайте разберемся, что означает понятие «уважение». Уважение — это доброе отношение к другим людям, признание их значимости для нас и всего мира. Мы осознаем, что каждый человек неповторим и индивидуален, нам важно его мировоззрение, ценно его мнение, интересны его жизненные цели.
Наши страхи не имеют ничего общего с понятием «уважение». Чувство, которое возникает из-за страха перед другим человеком, не попадает под это определение. Также не стоит путать данное понятие с благодарностью или признанием чьих-то заслуг. Во главе всего стоит принцип равенства и наша эмпатия.
Вы уважаете человека не за какие-либо достоинства, а просто потому, что видите в нем равного себе.
Роль уважения в обществе и бизнесе
Без уважения никто никогда бы не познал любовь, а разные культуры и религии не смогли бы сосуществовать в одном мире.
В нынешнюю эпоху, ориентированную на бизнес, качество взаимоотношений между людьми влияет на их способность сотрудничать и достигать поставленных целей.
Начальник, который постоянно грозит подчиненным штрафами и увольнением, будет вызывать у коллектива страх, но не уважение.
Писательница и профессор Джорджтаунского университета Кристин Порат опросила более 20 тысяч трудящихся из разных стран. Результаты исследования показали, что уважение — важный фактор улучшения производительности, креативности и эмоционального состояния сотрудников.
Подчиненные, к которым руководство относится доброжелательно, лучше себя чувствуют, получают удовольствие от работы, более внимательны и усерднее трудятся.
Наглядный пример
В 2001 году Дуглас Конант стал генеральным директором Campbell Soup Company — крупнейшего в мире производителя консервированных супов. В то время компания находилась в плачевном положении: ее рыночная стоимость сократилась наполовину, объемы продаж уменьшились, последовала серия увольнений.
Чтобы поднять моральный дух сотрудников, Дуглас приступил к формированию новой корпоративной культуры. Центральное место в ней заняло уважение. Отныне кредо компании звучало так: «Campbell ценит людей. Люди ценят Campbell».
Для высшего руководства компании Дуглас подготовил обращение, в котором изложил свое видение развития бизнеса. Новый гендиректор объявил, что планирует сделать основой управленческой стратегии честное и уважительное отношение к людям. Это дало компании толчок к необходимым преобразованиям и выходу из кризиса.
Фундамент продуктивных взаимоотношений
Чувство взаимного уважения надо беречь, как священную реликвию. Независимо от того, насколько трудно было его получить, вы можете в считанные секунды лишиться его из-за неосторожных слов, поступков, действий.
Человеку, который с готовностью помогает другим, добр и отзывчив, часто шутит и смеется, легче завоевать уважение окружающих.
Чем бы вы ни занимались, к чему бы ни стремились, помните слова древнего мыслителя Аристиппа Киренского:
«Будь заботливым, добрым и внимательным к другим людям».
Читайте также: