Маркетплейсом называют онлайн-площадку, на которой разные продавцы продают свои товары. Продавцы получают посредника для взаимодействия с покупателями, а покупатели имеют возможность приобрести разные товары в одном месте. Маркетплейсы ценятся за низкие цены и удобство. Товары доставляются курьерами, либо заказы можно забрать самостоятельно из пунктов выдачи, выбрав самый удобный по местоположению.
Схемы сотрудничества с маркетплейсами
Есть несколько способов сотрудничества с маркетплейсами, рассмотрим их подробнее:
FBO (Fulfillment by Operator).
Эта схема предусматривает хранение товаров поставщика на складе маркетплейса. Комплектацией заказов и их упаковкой также занимается маркетплейс. Доставка осуществляется курьерами, а возврат товара оформляют работники маркетплейса. От продавца требуется отгрузить товары на определенный склад, который укажет маркетплейс.
При этой схеме сотрудничества продавец самостоятельно должен осуществить упаковку и маркировку товара, а после доставить на склад. Для этого продавцу потребуется комплект оборудования для маркировки: принтер этикеток и расходные материалы.
Качество напечатанных этикеток будет влиять на доставляемость товара. Если на каком-то этапе этикетка стирается, то товар может быть потерян и не дойдет до адресата.
FBS (Fulfillment by Seller).
В этом случае сборкой, комплектацией, упаковкой и маркировкой заказов занимается продавец. Товары также хранятся на его складе. Упакованные заказы поступают в сортировочный центр маркетплейса, после чего последний обеспечивает доставку через свою логистическую сеть. Некоторые маркетплейсы, например Ozon, обеспечивают доставку товара со склада продавца без необходимости везти его в свой сортировочный центр.
FBO+FBS.
Гибридная схема сотрудничества, когда часть товара продавец может хранить на своем складе, а часть — на складе маркетплейса.
DBS (Delivery by Seller).
Эта схема подразумевает использование маркетплейса в качестве витрины, когда все функции по обслуживанию заказов осуществляет продавец.
Также следует выделить две схемы сотрудничества от маркетплейса Yandex: Fulfillment by Yandex и Fulfilment by Yandex+.
Первый вариант — это классический FBO, а второй предусматривает доставку по заказу. В этом случае при поступлении заказа маркетплейс извещает продавца, который должен привезти товар в сортировочный центр к определенному времени. Затем сотрудники маркетплейса упаковывают товар и обеспечивают доставку.