Найти в Дзене

*Тактика в гонках и на коротких морских переходах в свежий попутный ветер на большой волне.

Как стабилизировать курс яхты на попутном курсе в свежий ветер при заметной большой волне. Продолжаем эту тему.

Курс бакштаг. Яхта хорошо управляема, паруса оптимально работают в струях ветра. На фото российский экипаж в океанской гонке в Австралии: Сидней Хобарт.   В команде участвуют преподаватели академии: шкипер (за штурвалом) Чирков Владимир, Баковый и менеджер команды Водоватов Александр.
Курс бакштаг. Яхта хорошо управляема, паруса оптимально работают в струях ветра. На фото российский экипаж в океанской гонке в Австралии: Сидней Хобарт. В команде участвуют преподаватели академии: шкипер (за штурвалом) Чирков Владимир, Баковый и менеджер команды Водоватов Александр.

Пока речь о коротких переходах или парусных гонках на сравнительно небольшие расстояния. Английский учебник сразу даёт чёткую инструкцию начинающему капитану, переводя его мгновенно в разряд несмышлёных обитателей моря.

О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications

Предписано в вышеупомянутых условиях вставать вместо курса фордевинд (чисто попутный курс) на курс бакштаг, когда ветер дует под углом с кормы. Инструкция предписывает безусловно ей следовать, не вдаваясь в подробности почему, что и как, так безопаснее, и все. Смотрите фото. Всё дело в том, что на курсе фордевинд, кроме усложняющей пилотирование лодки попутной волны и аэродинамические силы на парусах физически крайне не стабильны, возникает также и раскачивание лодки с борта на борт, появляется возможность лодки уйти в неуправляемый брочинг (юз, так понятнее для автомобилистов) ...

"Неправильный" наклон гоночной яхты на наветренный борт, из-за несбалансированности парусов и раскачивания яхты с борта на борт  на попутном курсе фордевинд
"Неправильный" наклон гоночной яхты на наветренный борт, из-за несбалансированности парусов и раскачивания яхты с борта на борт на попутном курсе фордевинд

Другое дело на курсе бакштаг: обтекание парусов воздушными струями ветра имеет стабильный характер и как следствие пилотирование лодки становится контролируемым, с хорошей скоростью, с оптимальным прохождением волны.

Яхта устойчиво идёт на курсе бакштаг в свежий ветер и даже глиссирует. Но не все так просто, если присмотритесь: на носу яхты стоит не обычный Стаксель, и даже не генуэзский стаксель (генуя), увеличенной площади. Спереди на фото стоит огромный парус - геннакер, предназначенный для полных курсов, гонок и скоростного движения. Именно его огромная площадь уравновешивает грот, оба паруса грот и геннакер сбалансированы, что обеспечивает курсовую устойчивость яхты и оптимизацию усилий рулевого или автопилота по поддержанию курса. Повторюсь, такая конфигурация парусов приемлема не только для слабого и среднего ветра, но возможна и для свежего ветра, последнее только в условиях гонок.
Яхта устойчиво идёт на курсе бакштаг в свежий ветер и даже глиссирует. Но не все так просто, если присмотритесь: на носу яхты стоит не обычный Стаксель, и даже не генуэзский стаксель (генуя), увеличенной площади. Спереди на фото стоит огромный парус - геннакер, предназначенный для полных курсов, гонок и скоростного движения. Именно его огромная площадь уравновешивает грот, оба паруса грот и геннакер сбалансированы, что обеспечивает курсовую устойчивость яхты и оптимизацию усилий рулевого или автопилота по поддержанию курса. Повторюсь, такая конфигурация парусов приемлема не только для слабого и среднего ветра, но возможна и для свежего ветра, последнее только в условиях гонок.

В связи с этим возникает тактика движения яхты при попутном ветре и волне: курсами бакштаг - попеременно переходим с курса бакштаг левого галса на курс бакштаг правого галса. Иногда это называют попутным ветру лавированием (лавировкой), или спуском по ветру курсами бакштаг. Смотрите схему попутного ветру лавирования в иллюстрациях.

В свежий ветер и по волне. Спуск по ветру или лавирование курсами бакштаг вместо прямолинейного движения на курсе фордевинд по генеральному курсу.
В свежий ветер и по волне. Спуск по ветру или лавирование курсами бакштаг вместо прямолинейного движения на курсе фордевинд по генеральному курсу.

Стабильность хода яхты при такой тактике можно посмотреть в видеосюжете: https://zen.yandex.ru/video/watch/62bd6f2f7c43f0722cac1496

Однако, начинающего капитана при смене курса бакштаг одного галса на курс бакштаг поджидает коварство поворота фордевинд, не безопасного в рассматриваемых условиях. Поэтому, если вы не в парусной гонке, применяйте "коровий оверштаг" или как говорят за бугром "Rabbit Tacking" (крольчачий поворот). Не смотря на такие конфузливые названия ничего зазорного в этом нет, а безопасность гарантирована, только не теряйте ход до поворота и при повороте. Смотрите схему в иллюстрациях.

Поворот "коровий оверштаг" при спуске курсами бакштаг по ветру в свежий ветер. Этот же поворот называют Rabbit Taking (крольчачий поворот). Несмотря на конфузливое название он надёжнее и безопаснее обычного для такой смены галсов поворота фордевинд. имеющего для начинающего капитана неоправданные риски в свежий ветер.
Поворот "коровий оверштаг" при спуске курсами бакштаг по ветру в свежий ветер. Этот же поворот называют Rabbit Taking (крольчачий поворот). Несмотря на конфузливое название он надёжнее и безопаснее обычного для такой смены галсов поворота фордевинд. имеющего для начинающего капитана неоправданные риски в свежий ветер.

Обо всех этих делах можно немного посмотреть в наших он-лайн доступных учебниках.

Всем счастливых морских миль!

Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне.
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен
https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
и в наших всегда доступных бесплатно на экране вашего смартфона учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой на нашем сайте.

@АБС https://morakademy.ru/