Хрестоматийные собачьи образы из рекламы и кино навязывают нам стереотип о том, что все псы обязаны любить детей, трогательно с ними обниматься при встрече и играть в подвижные игры. Но вообще-то не все собаки, как и не все человеческие особи, любят ребятишек. И это логично. Младенцы — народ особенный, они, с песьей точки зрения, странно двигаются, делают много резких движений, говорят слишком высокими и громкими голосами, а еще внезапно нападают с объятиями и неловко наступают на хвосты.
Особенно малышей недолюбливают крохотные собаки. У них есть веский мотив. Представьте, что на прогулке на вас бежит веселый щенок, размером и грацией сравнимый со слоном. Он, конечно, хочет вас просто погладить, но от этого не легче: ни за что же не угадаешь, как он себя поведет в момент встречи — оближет огромным языком, свалит в лужу или поставит копыта вам на грудь. Скорее всего вы от этого слоновьего щенка постараетесь скрыться в кустах.
Так что собаки имеют совершенно законное право не любить детей. Тыкать в них младенцами почаще, «чтобы полюбили», не лучший вариант. Представьте, что вы не любите карусели — на них тошнит, а после весь день болит голова. Вряд ли можно вас заставить увлечься каруселями, если сажать на них каждый день насильно, игнорируя тошноту и головную боль. И с детьми, и с каруселями — это не тот случай, когда стерпится-слюбится. От навязанного тесного контакта с источником мигрени вы можете начать кусаться. И будете правы.
Но если собака орет на детей или пытается их сожрать — это не дело. Придется что-то предпринять, но цель ваша при этом — не заставить собаку полюбить детей, а научить ее спокойно на них реагировать, избегать контакта и цивилизованно объяснять: «Я чайлдфри-собака, мне не по пути с младенцами». Начать нужно с прекращения всех наказаний за крики на детей. Наказания — довольно противоречивая для собак штука. Если в момент, когда ребенок забрезжил на горизонте, песья мамичка начинает шикать и ругаться на собаку, велик риск, что собака расценит это как подтверждение того, что дети — так себе люди.
Если ваш пес лает в сторону детей, а вы его за это ругаете, возбуждение нарастает, а не гасится. К тому же вы закрепляете неприятную ассоциацию. Пес может решить, что мать в присутствии детей становится неадекватной, значит нужно с удвоенной силой прогонять этих маленьких непонятных человечков, и тогда родительница придет в себя. Или другая логичная, по собачьему мнению, трактовка наказания в присутствии детей может означать, что мать орет, значит тоже детей не любит, значит мы вдвоем сейчас их напугаем, чтобы в нашем дворе никогда больше не появлялись.
Важно, наоборот, показывать собаке, какое ее поведение рядом с детьми вам нравится больше всего. И закреплять это дело вкуснотой. В другом тексте я уже рассказывала о протоколе LAT. Это когда хозяева стараются успеть нахвалить собаку после того, как она увидела на улице ненавистный объект, но до того, как она на него заорала или ломанулась с ним разбираться. Так вот, этот протокол подходит и для работы с воинствующим чайлдфридизмом тоже. Начинать работать стоит на комфортном для вашего пса расстоянии до ближайших детей, постепенно уменьшая дистанцию.
Доводить до совсем тесного общения, когда ребенок уже сидит верхом на вашей собаке и пытается засунуть ей в ухо букет одуванчиков, лучше не надо. Стоит дать собаке право уйти от прямого контакта, спрятавшись у мамички в ногах. Избегание — это лучший вариант для всех. И у собаки будет меньше стресса в жизни, и дети не рискуют нарваться на пугающий песий рык.
Конечно, младенцы бывают очень настойчивыми и невосприимчивыми к просьбам не приближаться к собаке. Если вдруг случилось так, что какой-нибудь малыш докопался до пса, а тот огрызнулся, не успев спрятаться, скажем, под скамейкой, не нужно бить тревогу, звонить в районную усыпалку и ставить на псине крест как на агрессивном животном. Рык в ответ на навязчивость от субъекта, которого собака недолюбливает и побаивается, это нормальное предупреждение и единственный для пса способ сообщить: «Не подходи, ты неприятный какой-то». Такая манера объясняться обычно хорошо понятна щенкам, поэтому нет ничего зазорного для пса точно так же общаться с человеческими детенышами.
Укрепить нейтралитет между собакой и детьми можно дополнительно, если ваш пес фанатеет по игре в мяч или готов продать родину за колбасьи попки. Когда обучение правильной реакции на детей добралось до стадии «собака не орет, а просто смотрит с укоризной», можно предложить какому-нибудь лояльному ребенку мяч, а пса пригласить с ним поиграть. Пусть один кидает его другому — при таком веселье не обязательно друг к другу приближаться, но зато собака поймет, что и от детей какая-никакая польза бывает. Это укрепит положительные ассоциации с детьми вообще и поможет еще реже срываться на них, даже когда никакого мяча нет поблизости.
Ну и, конечно, дети могут стать отличным источником пищи. Не сами по себе, боже упаси. А в том смысле, что они постоянно чего-то жуют и наверняка не прочь поделиться этим с собакой. Еда, при условии, что ваш пес к ней неравнодушен, бывает хорошим финальным аккордом в налаживании собачье-ребячьих отношений. Просите дворовых младенцев иногда бесконтактно угощать вашу собаку разрешенной вкуснотой. Пусть псина решит, что дети нужны для того, чтобы передавать собаке гостинцы, а не для того, чтобы пугать своими неловкостью и непредсказуемостью.
Стоит ли говорить, что вся работа по установке приемлемой реакции собаки на детей должна проходить со страховкой — то есть только на поводке. Важно не давать собаке ошибаться во время тренировок, чтобы было не за что ее ругать. Без ругани процесс пойдет быстрее и точно никому не навредит. Зато похвала должна быть бурной и молниеносной, чтобы успевать ловить правильные песьи реакции, даже если длятся они меньше секунды. А за похвалой пусть всегда следует вкуснота или другие мотивирующие собаку вещи (игра, гладилки, возможность понюхать интересный куст для тех, кто все это любит больше, чем поесть).
Сказанное здесь относится к налаживанию отношений между собаками и детьми в «дикой природе». Если у вас есть домашние дети, а с ними у пса происходит какое-то конфликтование неясной этиологии, придется дождаться текста про приучение пса к родным ребятишкам. Важно различать ситуации с чужими и собственными детьми, потому что внутри семьи все происходит несколько иначе.
Фото предоставила Елена Волкова, обработал Ренат Муртаев