Форс-мажор – это юридическая концепция, в соответствии с которой сторона договора может избежать ответственности за неисполнение договора при наступлении определенных обстоятельств.
Если с работником заключен трудовой договор, то в соответствии с п.7 ст. 83 трудового кодекса РФ, основанием для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон является наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), только в том случае, если данное обстоятельство признано обстоятельством непреодолимой силы решением Правительства российской Федерации или органа государственной власти со-ответствующего субъекта российской Федерации. В иных случаях, расторжение трудового договора возможно лишь по общим основаниям, согласно соответствующим статьям трудового кодекса РФ.В случае, если с гражданином заключен договор гражданско-правового характера, то лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В российском законодательстве нет понятия «форс-мажор», несмотря на широкое применение в договорах. Вместо него в статье 401 ГК РФ используется термин «непреодолимая сила» Верховный Суд РФ, в Постановлении Пленума от 24.03.2016 N 7 «о применении судами некоторых положений Гражданского кодекса российской Федерации об ответственности за на-рушение обязательств» дал разъяснения, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и не-предотвратимый при данных условиях характер. Как бы то ни было, в нынешних условиях, для признания самой военной операции обстоятельством, не позволившим стороне договора исполнить обязательства, необходимо будет до-казать в суде, что здесь действительно есть причинно-следственная связь. Причем она должна быть очевидна. Бремя доказывания того, что при-чиной нарушения стала именно новая геополитическая обстановка, возложено законом на сторону, нарушившую договор.
Если все же специальная военная операция в конкретных правоотношениях будет признана судом обстоятельством непреодолимой силы, законодательство предусматривает возможность не платить штрафные санкции (ст. 401 ГК РФ), прекратить обязательства невозможностью исполнения (ст. 416 ГК РФ), отказаться от договора (ст. 451 ГК РФ). В иных случаях, сторонам самостоятельно в судебном порядке надлежит доказывать понесенные убытки, в связи с досрочным расторжением договора.
*Ольга Урсалова,
юрист HEADS Consulting для журнала «Управление персоналом»