Молодёжь – во все времена молодёжь и думает о любви. Даже во времена, когда девушек чаще всего выдавали замуж по родительской воле, да и парней спрашивали через раз, до свадьбы подростки успевали влюбиться и разлюбить, встречаться для поцелуев, ухаживать друг за другом. В одних краях условной Руси – губерний Российской Империи, где не было влияния Кавказа и где говорили по-русски – нравы были вольнее, в других – суровее, но любовь успевали встретить, кажется, везде. Тем горше потом порой бывала свадьба...
Без красной рубашки девки не глянут
В русской деревне слова «жених» и «невеста» не всегда использовались только на свадьбе. Часто это был также статус: мальчик или девочка подростки, которым уже можно о женитьбе думать. И статус этот надо было обозначить.
Фертильность, то есть способность зачать, отображали в народном костюме красным цветом. Наверное, поэтому для юноши и девушки было практически делом чести обзавестись чем-то красненьким.
Во второй половине девятнадцатого века мальчик, войдя в возраст, сходил с ума, пытаясь добыть себе красную рубашку фабричной окраски. Не каждая семья могла позволить себе такую обновку, но на парня без красной рубашки едва взглядывали девушки, даже видя, что он «взрослый».
Мальчик мог выклянчивать рубаху у отца с матерью днями и неделями напролёт, даже постоянно получая оплеухи за надоедливость. Если ему удавалось наняться работать на сторону и потратить на рубаху деньги до того, как их отберут в семью, он так же спокойно переносил побои, как и подросток, который клянчил. Эта цена за девичье внимание не казалась высокой никому. В конце концов, сколько ещё за девок придётся драться! А тут – считай, закалился.
Сигналом же со стороны девушек долгое время была понёва с красной нитью или, во второй половине девятнадцатого века, красная кофточка либо сарафан – конечно же, фабричной ткани. Часто предпочтение отдавалось окраске с узором в цветочек. Во-первых, это красиво... Во-вторых, конечно, символично. Что касается понёвы – запашной юбки, девочка получала её, заранее приготовленную, от матери в день своих первых месячных. Впрочем, так было далеко не везде: часто понёву надевали только на свадьбу.
В иных местах были в ходу и особые подарки девочке, ставшей «невестой», например – красные коралловые или просто крашеные деревянные бусы. К девочке, впервые появившейся в одежде девушки, родственницы из той же деревни могли подойти с угощением, небольшим подарком вроде платочка или ленты, особенно красной. В чём ходили девочки до того, в местностях, где сарафан полагался только девушкам? А просто в подпоясанной рубашке. Причём, поскольку от тяжёлого труда месячные приходили довольно поздно, можно было увидеть девочку четырнадцати-шестнадцати лет в одной рубахе.
Такую девушку уже могли по факту домогаться сверстники, но на глазах у всей деревни стоять с ней или провожать никто бы не стал: засмеют.
Чтобы считаться хоть сколько-то стоящим внимания женихом, парням, надо сказать, мало было рубахи. Она только показывала его возраст. А нужны были ещё кудри, хотя бы на чёлке – мальчики постоянно носили с собой гребень, не слишком частый, чтобы не разгладить локон, и особым движением одновременно приводили чёлку в порядок и подкручивали её. Хорошо было также добыть новую шапку или картуз и украсить цветком, сапоги – со скрипом, штаны – широчайшие, и гармошку, обычную или губную, и уметь на ней играть. В гармонисты на гулянках часто старались набиться самые бедные мальчишки, потому что гармонисту в любом случае девичье внимание обеспечено.
Конечно, не всегда в русской деревне была гармошка. Её привезли после войны с Наполеоном из Франции. А так, в зависимости от губернии, молодые парни играли на дудках-жалейках, волынках, скрипках, гуслях и балалайках, а ещё – отбивали ритм на ложках, трещотках и бубнах, чтобы танцевалось задорнее. Музыка с жёсткими ритмичными ударами на молодёжных вечеринках ценилась больше.
Продолжение статьи о свиданиях в русской деревне читайте в статье на нашем сайте.