Найти тему
Галина Макарова

Ассертивность освобождает от созависимости.

Коллеги поделились рождённой на декаднике ассоциацией ассертивности - уважительное занудство. Я удивлена. 

Возможно, техника из КПТ «Заезженная пластинка» могла повлиять? 

Ассертивность - это смелость и бесстрашие, бросить вызов конформизму, психологическим и силовым играм. Это уважительная настойчивость не игнорировать свои и партнера потребности, добиться взаимной победы, быть креативным в поиске новых стратегий, дойти до цели, которая устроит обоих. Это не тупо стучать в закрытую дверь, когда «легче дать, чем объяснить почему «нет»». 

В основе ассертивности лежит принятие Билля прав ассертивного человека. Их много, мне нравятся эти:

 1. Ты имеешь право иметь собственные поведение, мысли и эмоции, и брать ответственность за их реализацию и последствия. 

 2. Ты имеешь право не извиняться и не приводить причин в оправдание своего поведения и говорить «нет» без чувства вины и стыда. 

 3. Ты имеешь право судить, несешь ли ты ответственность за поиск решений чужих проблем. 

 4. Ты имеешь право передумать.

 5. Ты имеешь право на ошибки. 

 6. Ты имеешь право сказать: «Я не знаю», «Я не понимаю».

 7. Ты имеешь право не зависеть от того , как к тебе относятся другие.

 8. Ты имеешь право быть нелогичным в принятии решений.

 9. Ты имеешь право получить то, за что заплатил.

 10. Ты имеешь право не быть ассертивным.

Принять права - это освободиться от детских страхов об одиночестве, наказании, стыда и вины. Например, если ты не сделаешь так, как я сказал ты… останешься один; женщина должна быть мягкой, уступчивой, соглашаться, подчиняться, кому ты нужна то «самостоятельная и независимая», мужчины таких не любят; ты ж психолог/ друг/ мать, как же ты меня не «спасёшь»; как ты передумал, пусть это и не лучший путь, но «дорогу осилит идущий»; если ты выскажешь свои права ты сделаешь людям больно, они отвернутся…). 

‼️ В основе лежат мифы : Родительский «ты влияешь на мои чувства и можешь делать мне хорошо/ плохо», то есть не я (родитель), а ты (ребёнок) несёшь ответственность за мое состояние.

И Детский миф всемогущества: «Я могу радовать или огорчать родителей».

Вырастая, мы находим новых партнеров по воплощению Мифов в жизнь. Радуем супруга, начальника или выговариваем детям, ученикам, пациентам, что они не порадовали, а расстроили. Однако, это парная коммуникация, привычная с детства игра в перебрасывание ответственности друг другу. Это симбиотически зависимые отношения. 

Ассертивность освобождает от созависимости. Это смелое заявление : “Не играю, понимаю, что будут потери, предлагаю другие условия взаимодействия. Какие же? Очень выгодные!”. 

 ⁃ Сохранять +|+, быть позитивным и доброжелательным в общении, но не «слащавым», а уверенным. 

 ⁃ Держать контроль внутренних и внешних провокаций, вернуться к старым мыслям и чувствам, не быть в паре Ребёнок/Родитель.

 ⁃ Знать потребность, которая лежит за желанием вступить во взаимодействие. «Что я хочу получить в результате?».

 ⁃ Сотрудничать и искать пути, чтобы результат для обоих партнеров был «win/win”, (победа/победа).

Стать ассертивным не просто, ведь надо расстаться с детскими адаптациями, тем что ребёнок сам придумал приспосабливаясь, и чему научился в семье, школе. 

«Кто меня научил так общаться?» - хороший вопрос . Жду ваших историй!