Найти в Дзене
Доктор Знаев

История болезни. Самый первый и "близкий" психбольной.

Источник - яндекс картинки
Источник - яндекс картинки

История моего знакомства с нашим сегодняшним героем началась в мой день рождения. Буквально. Валерий учился в школе с моей мамой, они дружили и проживали недалеко друг от друга. Он всегда отличался от сверстников, был эдакой «белой вороной», но с ним было интересно. Валера много читал разнообразной литературы: от научной до фэнтези. Был добрым и спокойным. Без этой подростковой дури, так свойственной большинству парней. Дружил он и с моим отцом. В день, когда родился ваш покорный слуга, то бишь я, отец очень обрадовался. Новоиспечённый папа, естественно, решил это дело срочно отметить и рванул на Набережную, где собирался спрыснуть появление наследника парой кружек пенного разливного. По пути к кафе он встретил Валерку и поделился своей радостью. Делились они так до поздней ночи в ближайшей ресторации. Через год был переезд - контакты потерялись.

По-настоящему мы познакомились, когда я учился в ординатуре по психиатрии. Валера был одним из «студенческих» пациентов. Это значит, что его симптомы были будто списаны с учебника, и он никогда не возражал против студенческой курации.

Началось у него всё в 9 классе. Мир вокруг стал странным и пугающим. Всё вроде привычное, обыденное, но другое, не то. Стал замечать подозрительные взгляды от незнакомых людей. Ему казалось, что отец с мачехой, когда закрываются в своей комнате, шепчутся, обсуждают его. Появились и «голоса» в голове. Валерий замкнулся, старался не выходить из дома без крайней необходимости. Проблем добавила школа. Он и раньше не был душой компании, а тут и вовсе выглядел «летящим» каким-то. Местное хулиганьё оценило. Потом была госпитализация, длительное лечение и ремиссия в несколько лет. За это время он успел окончить школу, техникум и устроиться на работу на авиационный завод.

Человек он был милый и очень интеллигентный, несмотря на огромный список продуктивной и негативной психопатологической симптоматики.

Валерий считал, что за ним следят все разведки мира. Ну как все... Все, про которые он что-то знал и слышал. Он очень хорошо описывал развитие своих переживаний, рассказывал про формирование бредовых идей: «Я же работал на авиационном заводе и у нас разрабатывали самолёты с вертикальным взлётом. Я их лично видел. Я обладаю секретной информацией, поэтому за мной и следят...»

Такие аппараты действительно разрабатывались, но в массовое производство они не пошли по множеству причин. Работал он там, около года в должности младшего техника, и уж точно не был допущен ни к каким секретам.

«...Мачеху мою зовут Лидия Михайловна. Сокращенно Л.М. «L&M» — американские сигареты. Это знак. Америка и секретные самолёты. Значит, за мной следит американская разведка. Америка говорит на английском языке, а значит и Британская Ми-6 тоже в курсе про меня и присматривает. Англия — Европа, поэтому немцы и испанцы тоже в деле. К тому же я из холодильника слышал явную немецкую речь, что только подтвердило мои подозрения. Перед домом стали парковаться машины «Рено» - французские разведчики присоединились.

Местные КГБшники и сменившие их сотрудники ФСБ, вместе с израильским Моссадом были практически всегда (он считал, что мачеха еврейка).

Вася Ложкин. Источник - яндекс картинки
Вася Ложкин. Источник - яндекс картинки

Про холодильники он рассказывал с большой охотой. Бывает, соберу студентов в кружок и давай его опрашивать изо всех сил. Валера смущённо улыбался, расправлял узкие плечи и вещал:

- У меня кухня маленькая. Там два холодильника. Старых ещё, советских. Тарахтят сильно. И вот я что заметил! Холодильник как включится — так голоса оттуда идут: то по-русски, то по-немецки меня обсуждают. Следят значит. А я же радиоэлектронику заканчивал, знаю, как там и что. Это холодильник их переговоры перехватывает. Я иногда и второй включаю. Они когда в одно время начинают работать и тарахтеть — прямо стерео слушаю. Правда, они иногда оттуда воздействовать начинают. Жучков понапихали для этого. Но они не знают, что я их переговоры слышу. Хотя может уже и знают... Недавно прямо у меня под окнами яму вырыли — намекают. В голову опять голоса насылают, говорят: «Прибьём мы тебя, Валера. Всё равно прибьём».

Во время рассказа на его лице застывает мягкая полуулыбка, он без возражений отвечает на уточняющие вопросы, не замыкается, не раздражается. Он откровенен и слегка ироничен. Он привык к своим переживаниям, привык к подобным опросам. У него было два состояния: когда ему они мешали сильно — он ложился на кафедру лечиться. И когда он мог вот так о них спокойно говорить — его выписывали, и он лечился дома самостоятельно.

Жил он на четвёртом этаже старой хрущёвки на Набережной улице в двухкомнатной квартире. В этом же подъезде у него была ещё и однушка, которую он сдавал студентам. Бедные студенты… Через месяц — два после заезда он начинал их подозревать. Потом подозрение сменялось чётким «пониманием», что эти люди здесь не просто таки съёмщики начинали выживаться. Внезапные визиты, надуманные придирки, слежки, скандалы. Я представляю, как от него закипало у съёмщиков. Но, тем не менее, квартира никогда не пустовала, он быстро находил новых. Мачеха, как могла, поддерживала его. За его спиной она вероломно заключала со студентами договора, накидывала лишнюю денежку за съём для него. Приходила она и к моей жене, приносила для него лекарства. Супруга и так старалась ему выдавать препараты, если они были в наличии, но сами понимаете, снабжение у нас было так себе.

Мы с супругой были у него дома, когда он вдруг перестал приходить на приём. Валера оказался дома, очень извинялся, сообщил, что простудился и уже вскоре хотел прийти. Обстановка в квартире, казалось, застыла с конца восьмидесятых годов. Старые книги, значки, игрушечные фигурки в шкафах, ковёр на стене и полу, протоптанные тропинки, мелкий мусор и коробки в углах. По пути, от кухни к креслу, перед телевизором - пятна чая.

Поговорили, пригласили на приём. Обещался быть как штык. Перед уходом подарил моей жене туфли 34 размера. Кожаные, новые. Говорит, что купил их ещё 30 лет назад. Хотел подарить мачехе, но не стал. Пытались отказаться — обиделся, поэтому взяли. Это ничего, что у супруги 38 размер. От души подарок был.

Если бы я сам был на месте Валеры, то себя самого я бы в бред включил совершенно точно. Вот рассудите сами: дружил с моей мамой, «обмывал» моё рождение, я был у него лечащим врачом в ординатуре, водил его к пациентам, моя жена — его лечащий врач на участке. Это ли не знаки свыше? Это ли не подстроено гнусными спецслужбами? Таких совпадений, извините, не бывает. Однако нет, он совершенно ровно относился ко мне и очень тепло к моей жене, никогда не приходил без небольшого, но подарка. Всегда в белой рубашке и блестящих ботинках; куртке из потрескавшегося натурального советского кожзаменителя и в неизменной пилотке со значками. Всегда откровенно рассказывал, что его беспокоит. Всегда был вежлив и учтив.

Когда Валерий пропал, сначала этому не придали значение, думали, что опять лёг в больницу. Прозвонили — нигде нет. Послали соцработника — всё закрыто, тишина. Связались с мачехой, вскрыли квартиру, обнаружили его на кухне в окружении пустых бутылок и пачек разнообразных препаратов. После выяснилось, что за пару недель до смерти он завещал всё своё имущество очень дальней родственнице, которая намедни к нему приезжала. Наверное, впервые за 30-40 лет.

Врачей кафедры и мою жену неоднократно вызывали в суд, допрашивали — мог ли он понимать значение своих действий, когда писал завещание. Все сказали однозначное «нет». Экспертиза подтвердила, квартиры остались у мачехи. Я, конечно, свечку не держал и зазря обвинять никого не хочу, но дело там пахло нехорошо. Слишком уж судья настаивала, что он молодец - последняя воля и всё такое. Да и такая скоропостижная кончина после посещения нотариуса... Кстати, нотариус тоже справку от психиатров не потребовала, хотя там с порога понятно, что человек явно отличается от обычных. Всё это намекало. Но наши домыслы к делу не пришьёшь, а мачеха уголовное дело возбуждать не хотела. Он ведь и раньше грешил — любил помешать алкоголь с лекарствами, да и в семьдесят с лишним лет не особо по прокуратурам и судам побегаешь... Так что может и совпало, а может, и нет.

Нравятся мои статьи - подписывайтесь, жмякайте лайки, делитесь с друзьями, высказывайте своё мнение в комментариях, ну и, конечно, читайте меня полностью! Берегите себя. Всем добра и мира!