В последние пару лет подходы к развитию бизнеса в нашей стране начали существенно меняться, а точнее – цифровизироваться. Появляется все большее количество «умных» сервисов: они позволяют оценить идею стартапа и понять, будет ли он успешен, или исследовать положение уже сформировавшейся компании. Одним из самых востребованных способов разбора на сегодняшний день является геоаналитика. Как именно анализ городских территорий помогает зарабатывать, объясняют барнаульские предприниматели Анна Паутова и Дмитрий Иванов.
Прислушаться к клиентам
Какие группы товаров слабо представлены в конкретном районе? Какая локация предпочтительнее для детского сада или ресторана? Сегодня бизнесменам, ищущим ответы на эти вопросы, стало очевидно: в выигрыше остаются те компании, которые точно знают, что, как и для кого продавать.
С помощью сервисов геомаркетинга руководство предприятий может точнее определять направления развития, анализировать прибыльность бизнеса в отдельных регионах или районах города, оптимизировать логистические маршруты, узнавать об открытии новых торговых точек конкурентов и за счет этого обеспечивать рост своего дела.
«Когда я открывала свой центр в 2004 году, ни о каких исследованиях аудитории, сегментациях никто еще не слышал. Не было никакой готовой статистики. Но она и не требовалась, потому что по стране можно было по пальцам пересчитать подобные организации. Так что мой бизнес был полностью одушевленный, не продуманный, не выверенный логически», – делится Анна Паутова, директор центра семьи и детства «Растем вместе», сделавшая в начале «нулевых» смелый шаг к собственному делу.
Увеличился масштаб бизнеса – выросла и потребность в анализе. «На данный момент ситуация в нашей отрасли стала очень быстро меняться, – подчеркивает предприниматель. – Если раньше мы могли найти удачное бизнес-решение – и оно оставалось удачным лет 5, то сейчас приходится постоянно перестраиваться под запросы клиентов.
Сегодня нам достаточно изучения спроса, уровня потребления наших услуг. Все эти исследования мы проводим самостоятельно. Кроме того, часто обращаем внимание на анализ поколенческих трендов. А вот для тех компаний, которые открывают новые локальные точки, крайне важна более масштабная аналитика, точный просчет трафика и аудитории».
Добиться востребованности
Для предприятий общественного питания, как и для финансовых организаций и компаний, оказывающих сервисные услуги, с точки зрения конкурентных преимуществ имеет принципиальное значение расположение точек контактов с клиентами.
«Когда мы только открывались, вместо развитого бизнеса была одна небольшая точка на улице Юрина, – вспоминает Дмитрий Иванов, основатель сети ресторанов быстрого питания «Грильница». – И, конечно, мы не проводили никакие исследования местности, спроса или уровня конкуренции. Потребность в подробном анализе возникла, когда «Грильница» уже начала расти. Тогда нам понадобились точные данные по аудитории в спальных районах и центре, конкретным сегментам потребителей. У нас в команде есть специалисты, которые проводят все нужные анализы по регионам, считают трафик. Сейчас, в связи с коронавирусом, сделать это становится все сложнее: часть аудитории постоянно перемещается. В спальных районах все стабильно, а вот в центре, где преобладает молодежь, часто что-то меняется: отправили студентов на самоизоляцию – поток схлынул, и наоборот. Так что нужно регулярно мониторить ситуацию».
Развить потенциал
С введением ограничений, вызванных пандемией, малый бизнес поспешил изменить формат: перейти из офлайна в онлайн, занимаясь доставкой своего товара или услуги клиенту на дом. В этот период было важно оперативно и точечно оповестить об этом свою целевую аудиторию: например, жителей своего микрорайона.
«На сегодняшний день в Алтайском крае общее количество микро-, малых и средних предприятий составляет порядка 90 тыс. единиц. Это маленькие пекарни, автомастерские, кафе и фитнес-клубы – как правило, в штате у них нет «своего» специалиста по рекламе или маркетингу, да и бюджет часто ограничен. — Решить эту задачу можно своими силами, если использовать сервисы по автоматизации рекламы, которые собирают аналитику на основе big data, – рассказывает директор филиала МТС в Алтайском крае Дмитрий Левин. – Один из таких – это МТС Маркетолог. Чтобы не бить из пушки по воробьям, сервис использует собранные «больших данных» и помогает самостоятельно и очень точно настраивать рекламу по десяткам параметров – от классических типа пола и возраста потенциальной аудитории до, например, частоты появления человека в шаговой доступности от нужного кафе или магазина. В итоге потенциальному покупателю приходит SMS, которая рассчитана именно на его потребности».
Также в МТС отмечают, что big data – сравнительно недорогой инструмент, который помогает правильно выбрать локацию для торговой точки. «У нас уже есть масса кейсов, реализованных с компаниями из разных отраслей и базирующихся на агрегированных данных о перемещениях наших абонентов. Первый и один из самых крупных наших геоаналитических проектов такого рода мы реализовали с правительством Москвы: на базе наших данных было спланировано дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры города. Также среди заметных кейсов – геоаналитика для одной из крупных сетевых медицинских клиник, анализ расположения точек относительно места работы и проживания пациентов, и похожий проект для крупного продуктового ритейлера» — рассказывает Дмитрий Левин.
Заказывать в таком случае аналитику в маркетинговом агентстве – это «олдскул» и дорогое удовольствие (стоимость услуги составляет сотни тысяч рублей), в то время как сервис анализа геоданных обойдется в десятки раз меньше. Клиент может самостоятельно зайти на сайт МТС, открыть карту города, выставить нужные параметры и получить многослойную аналитику. Например, зелёный цвет будет означать минимальную стоимость за квадратный метр, красный — максимальную. Фиолетовая зона — наибольшая численность населения, жёлтая — наименьшая. На основе этих данных останется лишь выбрать оптимальную точку. В компании приводят примеры, когда при затратах в две-три тысячи рублей на рассылку через «МТС Маркетолог» клиент получал прибыль, в разы превышающую затраты на продвижение.
Текст: Оксана Макрушина.