Найти тему
Николай Секерин

Голова-ластик

На минувших выходных я с большим трудом осилил полтора часа черно-белой психоделии 1977-го года выпуска. Некоторые считают фильм Дэвида Линча «Голова-ластик» одним из самых опасных для психики, однако здесь позволю себе внести уточнение: опасен для психики он может быть лишь для тех зрителей, которые смогут его посмотреть.

По современным меркам эта картина неимоверно скучная, а смысла на первый взгляд кажется, что и вовсе нет, при этом кинокритики всего мира вот уже полвека спорят об около 40 его вариантах. Сам же режиссёр вкладывал в своё произведение душу и отдал ему последние годы молодости, когда в течение пяти лет (в возрасте с 26 до 31 года) бесплатно работал над кинолентой, в которую больше никто кроме него не верил. 

При наличии здорового исследовательского интереса, посмотреть этот фильм однозначно стоит, и если соберётесь на этот «подвиг», то вот что вас ждёт с первых минут и до конца: 

Абсолютный сюрреализм, жуть, уродства, депрессивная обстановка затворнического быта и полная неадекватность поведения всех персонажей. Реальность фильма почти неотличима от снов главного героя, а некоторые кадры тут настолько мерзкие, что лучше бы зрителям не прикасаться к еде не то что во время кина, но и в периодах не менее часа до и после.

Это такая разновидность ужастика, где не страшно, а жутко. Чудище а-ля «Чужой» показано здесь в виде беззащитного младенца, который каким-то неисповедимым путём родился в семье тихих сумасшедших. Кроме него здесь есть ещё живые пуповины, шевелящиеся в тарелках жареные цыплята и бог в образе прокажённого старика, двигающего ржавые рычаги мироздания и созерцающего человеческую жизнь сквозь разбитое окно.

В фильме минимум диалогов и никаких закадровых объяснений, долгие немые кадры и подчёркнутое изображение мимики персонажей, чтобы как бы показать всю глубину их безумия и душевной боли.

«Голову-ластик» я бы сравнил с экспонатом кунсткамеры, если бы в киноискусстве было что-то подобное тому, что есть по этому направлению в музейной культуре. И конечно в мировом кинематографе этот фильм занимает особое место, его заметили и оценили на самом высоком уровне просветления, так что это тот случай, где не стоит спешить с ярлыками и подменять своё непонимание обесцениванием и уничижительными репликами. 

Подобные фильмы далеко не для всех.