Найти тему
Абзац

Очень странная пила: как американская программа освоения космоса родилась из фейка

Всё-таки в прежние времена в Америке работали гении пиара – взять хоть «американскую мечту», хоть «американское чудо», хоть «инцидент в Розуэлле», случившийся ровно 75 лет назад и убедивший миллионы человек по всему миру не просто в реальности существования внеземных цивилизаций, но и в постоянном присутствии инопланетян где-то здесь.

Текст Владимира Тихомирова

Фото: flickr.com / Greg Gjerdingen
Фото: flickr.com / Greg Gjerdingen

Вкратце Розуэлльский инцидент выглядит так: в ночь на 4 июля 1947 года фермер Мак Брейзел из штата Нью-Мексико обнаружил в своих владениях обломки какого-то непонятного аппарата. Весь пустырь был засыпан какими-то серебристыми обломками.

Брейзел обратился к военным на базу ВВС близ городка Розуэлл, откуда через пару дней прибыли эксперты – а чего торопиться, все отмечали День независимости. Эксперты забрали обломки чего-то белого и серебристого, а потом заявили, что это не «летающая тарелка», а сверхсекретный экспериментальный аэростат для исследований стратосферы.

Но здесь, скажу я вам сейчас крамольную мысль, совершенно неважно, был ли это действительно зонд или летающая тарелка. В принципе, «летающие тарелки» делали и на Земле – уже в 1930-е годы в Германии шли работы по созданию дискообразного самолёта. Свой дисколёт разрабатывали и в США – это был аппарат Project 1794.

Важно в этой истории, как себя повела американская пресса. Согласитесь, были варианты. Поднять хайп, например, вокруг «Проекта 1794». Или раздуть версию о русском самолёте-разведчике.

Фото: Roswell Daily Record
Фото: Roswell Daily Record

Но нет, американские газеты вышли с аршинными заголовками: «На ранчо вблизи Розуэлла захвачена летающая тарелка пришельцев».

Сенсация была столь захватывающей, что на следующий день репортёров из Вашингтона и Нью-Йорка доставили самолётом на базу ВВС в Розуэлле, где прошла специальная пресс-конференция. Репортёрам показывали обрывки купола аэростата, пытались разубедить, но всё напрасно. Журналисты посмотрели, послушали и стали писать, что власти подменили обломки.

А дело в том, что старались газетчики не только ради «просмотров» и «лайков».

Конец сороковых был золотой эпохой американской фантастики, но вот реальным космосом простые американцы совершенно не интересовались. Дел им, видимо, хватало на Земле. В итоге все ракетно-космические статьи в бюджете Пентагона стабильно резались в Конгрессе, который отдавал приоритетное финансирование создателям атомной бомбы, на второе место ставил сверхзвуковые самолёты. А создателей ракет держали на голодном пайке. Даже знаменитый Вернер фон Браун, тайком вывезенный из нацистской Германии, маялся от безделья на базе ВВС Форт Блисс – кстати, всего 200 миль к юго-западу от Розуэлла.

Для прорыва ракетных технологий нужен был прорыв в финансировании, а сначала – в общественном сознании. Что ж, решили учёные. И буквально из фольги и палок соорудили «космическую аварию», показав американцам, что космос-то может быть обитаемым. Пришельцы могут грозить Америке, а это уже совсем другие деньги.

Результат оказался выше ожиданий: в Американское ракетное общество (ARS) вскоре под нажимом общественности потекли деньги государства. Начались работы над первой американской ракетой «Викинг».

Вторично кейс Розуэлла был использован уже в начале 1980-х для подготовки общественного мнения к «звёздным войнам» – масштабной программе размещения на орбите спутников с вооружением. На поверку она оказалась блефом и банальным «распилом» бюджета. То есть в пиар-технологиях наступали уже другие времена.

С тех пор фейки стали основой политики США – вспомним «пробирку Колина Пауэлла», «Русское досье» Трампа или, к примеру, недавнюю выдуманную «резню в Буче». Вы заметили тенденцию? С каждым разом фейки изготовляются всё топорнее.

Почему? А дело в технологиях. В середине прошлого века американские гении рекламы знали, что лучшим мастером спецэффектов является сама человеческая фантазия. Фейк в Розуэлле был сделан без единой фотографии, без ничего, что потом можно было бы подвергнуть сомнению. Теперь так не пойдёт, публике нужна «картинка», «артефакты». На них фейкоделы и спаливаются.

Но люди всё равно верят.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.