Родители являются непреложным авторитетом для каждого ребенка. В детстве все, что говорят родители, воспринимается как истина в последней инстанции.
Все дело в том, что критическое мышление начинает формироваться в 7-8 лет, а до этого возраста его картину мира и представления о нем самом формируют родители. Поскольку родители у всех разные, со своим бэкграундом, страхами, переживаниями и ожиданиями, послания от них дети получают тоже разные.
Какие бывают послания и как они влияют на судьбу уже выросшего ребенка, рассказывает психолог и коуч миллионеров Анна Федотова.
Послания редко бывают позитивными, чаще всего они ограничивающие и воспринимаются буквально как приказ. Именно они и их комбинации создают травматические сценарии в нашей жизни, потому что не следовать им сложно. Всего их 12.
1. «Не живи» или «умри».
Послание формируется, когда ребенку рассказывают, как мама его очень тяжело рожала, возможно, даже чуть не умерла при родах. Либо в ситуации, когда мама рассказывает, что ей советовали делать аборт, или один из родителей вообще не хотел ребенка: «твой папа тебя не хотел», «мы очень долго думали, прежде чем тебя родить». Чтобы передать это послание, не обязательно говорить ребёнку что-то напрямую. Он может считать это через отношение родителей к нему.
2. «Не будь тем, кто ты есть» или «не будь собой».
Послание формируется, когда ребенку вербально или невербально говорят, что он какой-то не такой. «Весь в отца», в негативной коннотации, «какие-то у тебя уши лопоухие», «ты слишком толстый/худой». Послание «не будь собой» заключается именно в придирках к маленькому человечку.
3. «Не будь ребенком».
Стандартное послание, которое получают очень многие старшие дети. Старшему ребенку могут говорить, что он уже большой, игрушки можно уже и братику/сестричке передать, что-то можно сделать уже и самому, а не просить родителей, и так далее. То есть, когда ребенку говорят, что он уже не маленький, а взрослый, в то время как он фактически еще малыш и нуждается во внимании и заботе.
4. «Не расти» или «оставайся всегда ребенком».
В будущем такое послание формирует выученную беспомощность. Родители за счет этого послания хотят увеличить свою значимость. Это проявляется в решении родителями всех проблем вместо ребенка, также слов «ты еще маленький, подрасти еще», «это только для взрослых», «вырастешь – узнаешь» и т.п.
5. «Не будь успешным».
Ребенок получает это послание через принижение или игнорирование его достижений. Например, слова «это хорошо, что ты собрал конструктор, но вот здесь у тебя не получилось. Посмотри, как ты неаккуратно наклеил трубу» и другие.
6. «Не действуй».
Через такое послание внушается ощущение, что какие бы действия ребенок не предпринимал, он все равно потерпит неудачу. «Я сам(а) сделаю, за тобой потом все равно переделывать». Впоследствии ребенок будет бояться принимать решения.
7. «Не чувствуй».
Очень распространенное послание. Проявляется через слова «да что ты врешь, это не страшно», «тебе сейчас холодно, надень шапку», «очень тепло, не выдумывай, что замерз» и подобные выражения. Ребенок отрезается от контакта со своими ощущениями и своими чувствами. Как в анекдоте:
- Изя, иди домой!
- Мама, я что замерз?
- Нет, сына, ты хочешь кушать.
Только в реальной жизни человеку с таким посланием совсем не смешно.
8. «Не будь близким», «не имей тесный контакт».
Например, слова «все мужики – козлы», «твой папа мог тебе что-нибудь и получше подарить» и т.п. То есть слова, подтверждающие раз за разом, что быть близким это абсолютно бессмысленное или даже небезопасное мероприятие. При том, что близость и контакт это одни из базовых потребностей человека.
9. «Не думай».
Это послание нам внушается через фразы «что ты такой умный», «нечего думать, как тебе сказали, так и делай», «нечего здесь вопросы задавать, я тебе сказала, что так правильно, значит, так правильно» и им подобные.
10. «Не принадлежи».
Имеется в виду принадлежность к какому-то коллективу или группе. Это тоже одна из наших базовых потребностей. Часто ее подавляют через такие послания, как «у нас все в роду другие, ты вообще какой-то не такой», «в кого ты такой пошел» и все в этом духе, когда ребенок себя чувствует, как отрезанный ломоть.
11. «Не будь лидером».
Слова из разряда «не высовывайся», «чего ты выпендриваешься», «не жили богато, нечего и начинать» дают ребенку установку, что быть лидером, управлять своей жизнью - это плохо и стыдно.
12. «Не будь здоровым».
Довольно часто можно встретить семьи, в которых мама самоутверждается за счет того, что героически побеждает болезни ребенка. В таком случае вербально и невербально передается послание, что ребенок себя плохо чувствует или он слабенький сам по себе. В дальнейшем, став взрослым, он будет трястись над своим здоровьем, бегать по врачам и спекулировать своим состоянием.
Все мы в той или иной степени получаем эти послания. Какие-то проходят по касательной и мимо, а какие-то, наоборот, глубоко внедряются в нашу психику. Совокупность тех посланий, которые максимально повлияли на нашу психическую структуру, и создают травматичные сценарии.
Можно ли из них выйти? Конечно, можно. Лучше это делать через самоисследование и работу с психологом. В травматичном сценарии важно увидеть конечную точку заложенной в вас программы. Тогда можно скорректировать путь, уйти с опасной тропинки и изменить сценарий. Сделать это может каждый, главное решиться и начать работать над травмами.