Найти тему
И это все о нем

БЕГЛЕЦЫ

"А что природа делает без нас?

Кому тогда блистает снежный наст?

Кого пугает оголтелый гром?

Кого кромешно угнетает туча?

Зачем воде качать пустой паром

и падать для чего звезде падучей?..

Ни для кого? На всякий случай?..."

Эти строки из уст героя звучат в начале фильма. Они как бы проливают свет на будущие перипетии фильма "Осенний марафон"- одной из трогательных, мучительных и печальных обсерваций "героя нашего времени", теперь уже -времени ушедшего. А ушедшего ли? Концепцию драмы нам задают процитированнанные строки, это прием, который использует Данелия в своем творчестве, чтобы мягко ввести зрителя туда, где он уже ... и так находится, но не замечает этого. В этом полустишии/а это одна из главных загадок Данелиевской "комедии масок"/ в каждой строке-вопросе звучит недоумение очевидностью и, одновременно, полной неясностью бытия, сушествующего, как сказали бы философы, "само-по-себе". А может быть, и не стали бы так говорить, ведь главный мировоззренческий вопрос задает человек, который пытается разорвать круг многочисленных вопросов одним радикальным ответом, но... не действием. Но так не бывает, нет единого правила для формулирования одного ответа на все вопросы бытия, и каждый раз ответ приходится искать заново на каждый вопрос.

Вы обратили внимание, что в конце последней строки герой не успевает завершить свой перевод оглашением знака препинания-"вопрос" ? Так режиссер устами героя обращается к нам, участникам этой драмы, и как бы бросает нам спасательный круг, чтобы ни мы, ни герой, не мучились вопросом-"для чего"?И герой, не отвечая на вопросы, пытается сохранить /или создать?/ гармонию там, где ее не может быть: каждый аттитюд задан именно этой парадигмой, и каждый раз такое "миротворчество" заканчивается конфликтом;в запасе у героя множество масок, только нет собственного лица, и в конце концов это приводит к реальной утрате его человеческого, профессинального смысла-у него отбирают перевод, который он считает главным делом его жизни.  Он все время торопится, бежит, но ничего не происходит, бег, а точнее побег, становится символом его жизни и фильма, неформальным девизом его жизни становится гротескное появление самого Данелии на экране телевизора в качестве шпиона, с повязкой на глазу, символически произносящего-" у тебя в запасе всего сорок минут". Более того, герой имеет характерную фамилию-Бузыкин, которая происходит от архаичного глагола "бузыкать", то есть тревожиться, суетиться. Вот он и суетится постоянно, не случайно режиссер наделил его такой говорящей фамилией.

Сам герой в сцене разбора со студентами глагола "убегать" находит бесконечное число эпитетов этого действия, а по существу, бездействия. Он не может довести до конца ни одного начинания,- затевает ремонт на долгие годы, также не отвечая на вопрос-зачем? Этом вопрос звучит в начальных кадрах фильма, это как бы проводник по драме, особый маркер. Ни разу герой сам не отвечает на этот вопрос, о только риторически ставит его, выражая так свое видение гармонии. Этот вопрос перед ним ставят другие, а он же только прячется за своим вопросом. В результате нет ни гармонии, ни радости в жизни, одни руины. Так Данелия завершает свой структурный анализ общества, начатый в "Мимино", "Афоне", и завершенный в "Осеннем марафоне", которые отразили системный духовный кризис общества и показали...наше лицо

И тут уместно процитировать вторую, непрозвучавшую в фильме часть стихотворения, которая не менее важна, чем первая, и звучит как апофеоз драмы "героя не нашего времени"-

"Вода бесплодно по березам льется,

глухой овраг слепой водой залит.

В надежде роща только обернется –

он тут как тут. Остолбенев, стоит.

Ну, пусть сидит. Пьет водку и смеется.

Но роща тут же примет должный вид:

осмысленно замельтешились сосны,

и лопухи, как никогда, серьезны,

и, космоса превозмогая косность,

к нему звезда падучая летит"...

Изображение из интернета в открытом доступе
Изображение из интернета в открытом доступе