Царь Соломон, также известный как мудрый Екклесиаст, предупреждал:
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
Слова великого проповедника, сказанные три тысячи лет назад, не потеряли актуальности по сей день. Нет ничего нового...
...и я люблю эту старинную байку, которая остаётся пособием по психологии менеджмента и житейской мудрости.
Между Минском и Гродно расположен город Воложин. С 1803 года там существовала знаменитая Воложинская иешúва — еврейское высшее учебное заведение, где изучали Талмуд и готовили раввинов. Понятно, что такое сборище Янкелей особой симпатии у российских чиновников не вызывало, и одна комиссия за другой с пристрастием проверяли иешиву. Однако больше полувека государевы люди приезжали и уезжали, а лавочка продолжала работать: почему-то никак не находилось оснований, чтобы её прикрыть.
Чиновничье "почему-то" в те поры исчислялось в конвертируемых императорских рублях — и вот как иешиву однажды спасли от самого, быть может, грозного проверяльщика.
Приехал в Воложин с очередной проверкой инспектор, который славился неподкупностью. Он себе и генеральский ранг выслужил тем, что не брал взяток. То есть вообще. Этого чиновника специально на Северный Кавказ посылали и в Среднюю Азию, но даже там не удалось ничего ему всучить. Спокон веку оттуда пустым никто не уезжал. А этот — кремень. Подарки отверг, деньги швырнул в лицо — и позакрывал к чёртовой матери мусульманские медресе азиатов языческие капища кавказцев.
Узнав о таких делах, воложинские евреи сильно загрустили. Иисус из Назарета, конечно, исповедовал иудаизм, как и все апостолы. Он даже носил звание раввина. Но вряд ли это могло спасти раввинскую школу от въедливого православного инспектора. И всё же руководитель иешивы реб Хаим твердил: "Нет в России чиновника, который не взял бы взятку. Надо уметь дать, тогда и этот возьмёт".
Хаим предстал перед грозным визитёром в двух шубах и крестьянской меховой шапке — с рассказом, что во сне ему явилась матушка, которая предупредила: днём будет сильный снегопад, поэтому надо потеплее одеться.
Чиновник от души посмеялся. В знойном июле, который у евреев называется таммуз, на городок между Минском и Гродно снег выпасть не может, потому что такого не может быть никогда.
Хаим обиделся, насколько вообще еврей мог обидеться на генерала из столичного Петербурга, и заявил, что всю жизнь слушался свою матушку — да покоится она с миром! — и обязан ей за множество дельных советов, поэтому не видит причин не поверить на сей раз. Более того, сказал реб Хаим, он настолько уверен в правоте матушкиных слов, что готов поспорить на большие деньги — скажем, рублей пятьсот золотом, — что самое позднее к вечеру июльский Воложин будет завален сугробами.
Спор они заключили, матушка чудесным образом ошиблась, снег не выпал, чиновник получил полновесный честный выигрыш, а через пару дней отбыл в Петербург, оставив иешиву работать по-прежнему.
Прав был мудрый Соломон: что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
ВНИМАНИЕ!
Возможность комментировать наиболее занимательные и острые публикации, а порой и вступать в переписку с автором с начала 2025 года получают подписчики аккаунта "Премиум".
Подписка от сотни рублей в месяц — недорого и приятно. Идёт селекция, естественный отбор. Чем тоньше сито, тем более интересная публика соберётся и тем более увлекательным будет общение. А за это и цену пачки дешёвых сигарет не жалко заплатить.
Подписывайтесь, потолкуем.
★ "Петербургский Дюма" — название авторской серии историко-приключенческих романов-бестселлеров Дмитрия Миропольского, лауреата Национальной литературной премии "Золотое перо Руси", одного из ведущих авторов крупнейшего российского издательства АСТ, кинотелевизионного сценариста и драматурга.
Иллюстрации из открытых источников.