Найти тему
Балконы Красноярска

В Красноярске может появиться современная транспортная система!

В Красноярске планируют перейти на концессионную модель работы системы общественного транспорта и, если это произойдет, а тем более будет реализовано на высоком уровне, это станет крупнейшим рывком в развитии транспортной системы с середины нулевых, который откроет перспективы, о которых сейчас можно только мечтать. Хотя, в момент проведения, такая реформа вряд ли будет популярна среди людей.

В 90-х Красноярск, как и другие города России заполонили маршрутки. Сначала это казалось чем-то хорошим. Удобство пассажиров в моменте даже выросло. Однако, в долгосрочной перспективе маршрутки приводят к деградации транспортной системы. Достаточно посмотреть, что твориться в городах, не сумевших победить маршрутки, таких как Омск или Астрахань. А твориться там ад, и даже нынешняя транспортная система Красноярска выглядит каким-то недостижимым идеалом для этих городов (особенно для Астрахани).

Общественный транспорт в Омске. Фото: varlamov.ru
Общественный транспорт в Омске. Фото: varlamov.ru

К счастью, в Красноярске нашлась политическая воля и компетенции чтобы не допустить такого развития событий. Поэтому, в середине 00-х, в нашем городе прошла масштабная транспортная реформа. Но проводить ее было сложно. В момент проведения, она была не популярна. Вы все знаете какое недовольство вызывают даже отдельные изменения маршрутов, а здесь полная переработка маршрутной сети и уничтожение множества маршрутов. Добавьте сюда маршруточное лобби, которое, разумеется, всеми силами сопротивлялось проведению реформы. В итоге, чтобы провести реформу, пришлось идти на кучу компромиссов. Так, вместо полноценной современной транспортной системы, мы получили некоторую пародию на нее. Что все же являлось крайне существенным движением в правильном направлении.

Благодаря реформе в Красноярске нет маршруток, в отличие от многих городов России (Не все автобусы малой вместимости - маршрутки. Но в городах, где они явно преобладают, в основном маршрутки.)
Благодаря реформе в Красноярске нет маршруток, в отличие от многих городов России (Не все автобусы малой вместимости - маршрутки. Но в городах, где они явно преобладают, в основном маршрутки.)

Теперь вместо полного хаоса, бывшие владельцы маршруток могли получать лицензию на отдельные городские маршруты, где к ним применялись довольно жесткие требования. Был установлен единый ценовой тариф.

С тех пор система претерпевала лишь относительно незначительные изменения: проводились маршруты в новые районы, ужесточались требования к содержанию автобусов, менялась модель оплаты. Но фундаментальные особенности системы оставались прежними. Даже сегодня 60% перевозок осуществляются частными перевозчиками. Такая модель накладывает огромное количество ограничений на дальнейшее развитие транспорта в городе.

Частный маршрут автобуса №6 в Красноярске
Частный маршрут автобуса №6 в Красноярске

Из того, что очевидно даже человеку, который никогда не интересовался устройством транспортных систем – многочисленные ситуации, когда из-за финансовых или иных проблем перевозчика на одном из маршрутов просто перестают появляться автобусы. Думаю, многие из читателей с таким сталкивались.

Но это даже близко не самая серьезная проблема. Так, в нашей нынешней системе просто невозможно реализовать бесплатную пересадку. Это в свою очередь делает невозможным разделение на магистральные и районные маршруты. Вместо этого, мы получаем гомогенную систему, где маршрутная сеть вынужденно строится таким образом, чтобы исключить пересадки и провести автобус из каждого района в каждый другой. Такая система, конечно, может быть вполне эффективной в городе со 100 тысячным населением, но никак не в миллионном городе, как Красноярск.

Гомогенная система снижает покрытие сети, увеличивает среднее время ожидания автобуса, создает бессмысленное дублирование маршрутов, хрестоматийным примером которого является правобережная часть автобусного маршрута №2, которая почти на 100% дублирует трамвайные пути. При чем, дублирует она наиболее удачно расположенную часть трамвайной системы – трамвай на КрасРабе. Зачем?

Автобус №2 на правом берегу на всем своем протяжении дублирует трамвай
Автобус №2 на правом берегу на всем своем протяжении дублирует трамвай

Менее эффективный транспорт просто забирает пассажиров, а значит и деньги, у более эффективного. Из-за чего, более эффективный просто много лет деградировал. Пассажиры могли бы ехать без пробок на комфортных современных и экологичных трамваях по новым ровным путям, но вместо этого, часть из них стоит в пробках в дизельном автобусе, а другая, вынуждена ездить по убитым путям на убитых советских трамваях, которые еще надо ждать по 15 минут. Разумеется, конкретно 2-ым маршрутом и трамваем проблема дублирования не ограничивается, но это, пожалуй, наиболее яркий пример того, как дублирование маршрутов и отсутствие бесплатной пересадки уничтожают эффективность транспортной системы.

Помимо бесплатной пересадки, такая система как наша, делает невозможными безлимитные проездные. Либо же делает их настолько дорогими, что они становятся бессмысленными. Мы все помним, как при стоимости единоразового проезда в 26 рублей, стоимость месячного проездного оказалась 2100 рублей! Сравните это, например, с Москвой, стоимость проезда составляет 61 рубль, а месячный проездной 2360. При чем можно взять сразу на 3 месяца или на год. Тогда стоимость месяца безлимитного проезда составит 1903 или 1625 рублей соответственно. Конечно, когда стоимость проезда в Красноярске увеличили до 32 рублей при сохранении стоимости проездного, он стал актуален хотя бы для некоторых людей. Но для большинства пассажиров он по-прежнему остается невыгодным. Важно понимать, что отсутствие бесплатной пересадки и безлимитного проездного помимо упомянутого, не дает избавится от кондукторов. Это анахронизм, который вы не встретите ни в одной нормальной транспортной системе мира, ведь это не только неприятная, зачастую ментально неадекватная прослойка между пассажиром и транспортной системой, но и большие расходы, которые можно было бы пустить, скажем на повышение зарплат водителей до приличного уровня.

Конечно, можно было сделать отдельный проездной для муниципальных маршрутов, скажем за 1000, а лучше за 800 рублей. Для удобства, можно было бы добавить муниципальным маршрутам букву «М» в названии. Таким проездным пользовались бы многие. Это бы привлекло муниципальному транспорту пассажиров и инвестиции. Важно понимать, что такое решение не только перераспределило бы пассажиропоток от частных перевозчиков к муниципалитету, но и привлекло бы новых пассажиров в систему в целом. Муниципальный транспорт бы получил возможности для развития вне упомянутых нами выше ограничений. А доля частных перевозок постепенно свелась бы к нулю, и мы бы уже полностью избавились от ограничений для развития транспортной системы. На мой взгляд, это самый простой путь и лично я поступил бы так. Но наши власти, видимо, выбрали другой.

Вообще, глобально, существует две модели построения современной транспортной системы:

1. Полностью муниципальная как та, которую описал я.

2. Концессионная, которую, видимо, выбрали наши власти

Единственная в России полноценная и современная городская система транспорта (Московская) построена на муниципальной модели. Хотя в России можно встретить один пример, когда часть системы работает по концессионной модели – лучший трамвай России – Чижик в Санкт-Петербурге. Хотя на полноценную Транспортную систему один трамвай, конечно, не тянет.

У каждой из моделей есть свои преимущества и ограничения. Так муниципальная модель несколько лучше для долгосрочного планирования. В то время как концессионная, позволяет привлечь инвестиции даже если в бюджете нет денег.

И, наверное, в условиях Российской налоговой системы, когда у муниципалитета и региона забирают почти все деньги, а также полного отсутствия у нас в последние годы здравого долгосрочного транспортного планирования, концессионная модель все же является оптимальной.

Так впервые с середины нулевых, в нашем городе могут произойти реальные транспортные улучшения, вместо бесконечных мечт о метро (хотя, когда транспортная система будет боле-менее нормально функционировать, о его постройке можно будет тоже задуматься) и расширений дорог за счет зеленых зон и тротуаров. Кто знает. Может быть через несколько лет наш город избавится от пробок, а на месте некоторых из нынешних шумных многополосных магистралей появятся тихие улицы с зелеными пешеходными бульварами посередине.

Чтобы оставаться честным с собой и вами, я должен сказать, что компания, которая сейчас рассматривается как перспективный концессионер, несколько мутная и связана с госкорпорацией «Ростех», единственное предназначение которой – имитация деятельности и, скажем мягко, освоение бюджетов. Но что вы хотели? Других у нас не осталось. К сожалению. Хотя я не ставил бы здесь крест, ведь основная деятельность Ростеха и деятельность концессионера в транспортной системе создают разные экономические стимулы. Тут даже воровать нечего на самом деле. Разве что у самих себя. Еще журналисты пишут о том. Что компания связана с Трансмашхолдингом – крупнейшим производителем рельсового транспорта в России, явно намекая на коррупционную составляющую. Хотя это по определению не является конфликтом интересов. Нет ничего коррупционного, чтобы за свои деньги покупать у себя для себя свою продукцию. Это как предъявлять претензии Apple за то, что они в компании пользуются своей техникой. В общем, я тут не вижу предпосылок для коррупции. Точнее, вся коррупция, если будет, то не в Красноярске, а на федеральном уровне, и на эффективность транспорта в нашем городе не повлияет. Так что я тут испытываю пусть несколько осторожный, но оптимизм.

Поговорим о том, что планируется. Скажу сразу, планы еще могут быть существенно скорректированы.

За три года, во-первых, планируется полностью отремонтировать трамвайную сеть города. Во-вторых, построить ветку в Солнечный, при чем в первые в истории города планируют запустить трехсекционные трамваи. Таким образом, трамвай в Солнечный будет, по сути, работать как метро, только вам не нужно будет тратить несколько минут чтобы спуститься на станцию или подняться с нее. В-третьих, переработать автобусную сеть так, чтобы исключить дублирование трамвая. В частности, решается проблема с тем самым 2-м маршрутом.

Абсолютно все пункты здесь здравые и приведут к улучшению транспортной системы в городе. Хотя я бы переработал автобусные маршруты более серьезно, выделил бы из них магистральные маршруты. Но видимо власти все-таки рассчитывают на достройку метро в ближайшие годы. Иначе это достаточно странно выглядит. Но ничего не мешает решить эту проблему в будущем, ведь институциональная база для этого уже будет существовать.

Троллейбус №6 удлиняется и вместе с троллейбусом №15 и обновленной трамвайной сетью создает полноценный каркас электротранспорта
Троллейбус №6 удлиняется и вместе с троллейбусом №15 и обновленной трамвайной сетью создает полноценный каркас электротранспорта
Полный список изменений маршрутов
Полный список изменений маршрутов

Про безлимитные пересадки и проездные пока ничего не говорят. Но в обозначенных условиях просто появятся экономические стимулы для этого. Грубо говоря, концессионер введет бесплатную пересадку и различные тарифы проездных просто чтобы зарабатывать больше денег. Даже льготы для студентов скорее всего будут. Ведь в Красноярск приезжает множество студентов из других городов и нужно «подсадить» их на общественный транспорт чтобы они к нем привыкли, нужно показать им, что на общественном транспорте комфортно перемещаться. Чтобы они при первой же возможности не бежали покупать автомобиль. И продолжали пользоваться общественным транспортом. Это будет выгодно как концессионеру, ведь он в перспективе получит больше денег, так и городу, ведь студенты, не будут, пересев на автомобиль, создавать больше пробок.

Есть еще момент. Который может напрячь многих людей, которые ничего кроме красноярской транспортной системы не видели. Скорее всего стоимость единоразового проезда существенно вырастет. Вполне вероятно, что мы увидим цену в 50-55 рублей. Но тут есть несколько аспектов. Во-первых, поймите, в мире не существует ни одной нормальной транспортной системы, где стоимость проезда составляла бы 32 рубля. Их просто нет. Можно, конечно, поехать в Африку, где можно проехать за 5 рублей. Но и качество транспортного сервиса там будет соответствующее. Если мы хотим нормальный современный транспортный сервис, придётся платить больше.

Транспорт в Африке (зато дешево)
Транспорт в Африке (зато дешево)

Но это не означает, что лично вам придётся платить больше. Если вы пользуетесь общественным транспортом регулярно, вы исключительно выиграете. Во всех современных транспортных системах достаточно дорогой единоразовый проезд, но при этом существуют, как мы уже говорили, безлимитные транспортные проездные по очень выгодной цене. То есть платить много будут туристы и те, кто редко пользуются общественным транспортом, а постоянные пассажиры будут платить фиксированную сумму, сопоставимую с тем, что они платят сейчас. При этом все получат сервис более высокого уровня.

Так это работает в развитых городах, так, я надеюсь, это будет работать и в Красноярске.

Честно говоря, для меня новость о таких планах властей стала лучшей за последние полгода, и я хочу верить, что моя медийная деятельность сыграла какую-то роль в том, что они все-таки решили нормально взяться за транспорт.

Надеюсь, что власти смогут нормально провести эту реформу. А главное, смогут объяснить обществу ее смысл. Ведь мы знаем огромное множество отличных реформ, которые пришлось откатить просто потому, что люди просто не понимали, а зачем это.

Так красноярцы реагируют на потенциально лучшую транспортную реформу за последние 15 лет (Пока власти не смогли объяснить обществу зачем она нужна)
Так красноярцы реагируют на потенциально лучшую транспортную реформу за последние 15 лет (Пока власти не смогли объяснить обществу зачем она нужна)

Подписывайтесь на мой Яндекс Дзен, Инстаграм и Телеграм канал. Будем и дальше говорить о проблемах края и его городов, а также о нашей истории.