Сто лет назад, 3 июля 1922 года, родился мой отец. Он был очень добрым и мягким человеком с непростой судьбой. Он родился и рос в голодные годы, был слабым ребенком, перенес туберкулез, но – стал гордостью своей школы, блестяще окончив десятилетку. «Пусть нам лучше Журка объяснит», - говорили его одноклассники во время консультации перед экзаменами. И он объяснял. Учителя видели в нем будущего математика, физика, химика, историка, литературоведа. Он стал лингвистом, специалистом по славянской компаративистике. Правда, была у него еще и военная специальность – радиосвязь. Отец говорил, что мог бы добиться выдающихся результатов в любой науке. Выбор пал на лингвистику во многом потому, что, как объяснял отец, армия и война отняли у него семь лет жизни, а в математике или физике существенная часть открытий делается молодыми людьми. Боялся не успеть. Кроме того, за военные годы отец практически овладел языками народов, по территории которых проходила его часть.
Уже тогда он изучал языки именно как исследователь. И не только языки: за годы перед демобилизацией, инспектируя советские радиостанции в разных странах, он написал обзор европейских школьных программ по различным предметам и отправил его в Москву, в свою школу – после чего мама его получила благодарность от районного отдела народного образования.
Отцу удалось решить главную задачу своей науки – реконструировать историю развития фонологической системы праславянского языка. Сформулированная им гипотеза о группофонемах оказалась именно тем ключом, которого славистике середины XX века не хватало для того, чтобы формируемая модель праславянского языка, включавшая ряд сложных и противоречивых процессов (падение редуцированных, первая и вторая палатализация и др.), заработала как слаженный механизм.
Отец был необыкновенно интересным человеком; он очень много рассказывал нам о самых разных вещах, будь то исторические события, научные открытия, события из жизни замечательных людей, какие-то языковые закономерности или даже принцип работы телевизионного кинескопа. Он посвятил свою жизнь науке, но жизнь его была тесно переплетена со всеми значительными событиями истории XX века. Он родился в год основания СССР, в 1940 году был призван в армию, успел отслужить год в Забайкалье до начала войны, прошел «от Сталинграда до Вены» (это его фраза), «освободил Европу от их собственного ига» (тоже его фраза), окончил МГУ, стал выдающимся ученым, воспитал четверых сыновей, пережил распад страны, написал множество работ и оставил воспоминания, которые еще предстоит издавать.
Владимир Константинович Журавлев (3 июля 1922 – 12 февраля 2010) – профессор общего и славянского языкознания, доктор филологических наук (1965), член-корреспондент Международной Славянской академии, специалист по фонологии и компаративистике, истории славянских языков, истории языкознания, социолингвистике и лингводидактике. Член международных комиссий по фонологии, славянской социолингвистике, истории народов Центральной и Восточной Европы, иностранный член Болгарского филологического общества, член экспертного совета по дополнительному образованию при Министерстве образования РФ, а также научных советов по русскому языку и развитию образования в России при РАН. Автор около 500 научных работ, изданных на русском, белорусском, украинском, литовском, польском, немецком, японском и других языках.