Найти тему

"Обезьяна приходит за своим черепом" - роман, который побоялись понять...

Всем доброго дня! Сегодня мне хотелось бы с вами поговорить о лучшем произведении русской литературы сороковых годов. О романе, написанном на больничной койке в практически предсмертном состоянии. О книге Юрия Осиповича Домбровского "Обезьяна приходит за своим черепом".

Роман повествует нам о некоторой Западной стране, оккупированной Германией в начале Второй Мировой (судя по всему это Франция, однако в прямую название государства не говорится). А точнее об институте антропологии, где разворачивается серьезная драма... Драма о смерти человека и пришествии на его место обезьяны.

Юрий Домбровский был одним из первых писателей, заявивших о том, что практически любого человека можно прогнуть до состояния послушной мартышки. Причем этот "эксперимент" можно проделать не только с обыкновенными мещанами и трусливым Ланэ, но и с тем же профессором Ганкой - храбрым и самозабвенным человеком.

Однако у Юрия Добровского, при этой чудовищной находке в дебрях человеческой души, сохранилась некоторая вера в людей. У человека, прошедшего десять лет Сталинских лагерей, сохранилась вера в человека! Вы можете себе это представить!? Причем более того, у него сохранилась добрый и грустный взгляд на это падение...

Юрий Осипович не отправляет в Ад того же профессора Ганку, он старается его понять и более того, пытается доказать своему читателю, что даже после этого жуткого и страшного падения человек может воспрянуть, человек может вновь побороть свою обезьяну...

Более того, мы не видим никакого злорадство или гнева даже по отношению к Ланэ! Но! В этом романе есть ещё одна важнейшая мысль, которая и делает "Обезьяну" одним из лучших произведений русской литературы всего двадцатого века...

Дело в том, что Юрий Осипович Домбровский пытается воссоздать образ человека, способного выдержать все, способного возразить ужасающей фразе Фазиля Искандера:

"Не сломался тот, кого плохо ломали".

Так как ломали их очень хорошо... И в итоге у Добровского получается отыскать этот психотип и он находит свое отражение в романе под именем Карла Войцика, главными чертами коего являются... Великолепное умение играть в шахматы и ослепительная вера в будущий город солнца.

Фактически Домбровский дает человеку два глобальных костыля - искусство и веру - после чего заявляет о том, что опираясь на эти костыли человек сможет противостоять своей обезьяне, сможет не упасть в бурую мерзкую ни под какими пытками.

Однако почему же этот роман страшно понять? Да потому что любой другой человек будет перемолот. Даже Леон Мезонье выпьет яд, даже профессор Ганка, не сможет выдержать пыток и в полубессознательном состоянии подпишет ту бумагу, которую ему дадут, и только Карл Войцик сможет спастись, однако даже это спасение, с вероятностью в девяносто процентов, будет лишь духовным...