Всем зашедшим - привет! Продолжаем летать по регионам России, и на этот раз оказываемся в городе Липецке. Находящийся посередине между Москвой и Волгоградом, город известен своим производством черной металлургии. Липецк является крупнейшим промышленным центром, так что наличие в этом городе аэропорта вполне объяснимо и необходимо. И сегодня мы с Вами посмотрим, как развивалась авиация в Липецке, затронем её современное состояние и перспективы развития.
История развития Липецкого авиапредприятия начинается одновременно с образованием Липецкой области - в феврале 1954 года в город прибыло первое звено самолётов По-2 из Воронежского 169-го авиаотряда. В качестве аэродрома использовалось поле около железнодорожного вокзала.
Уже в следующем, 1955 году, в Липецке была создана вторая авиаэскадрилья 169-го авиаотряда и получены самолёты Ан-2. Обновление флота продолжалось - на дворе конец 50-х, и заслуженные ветераны По-2 уже не справлялись с необходимым объёмом работ, к тому же, было множество альтернатив - самолётов, которые могли бы запенить По-2.
В 1957 году авиаэскадрилья перебазировалась с поля около железнодорожного вокзала на место, где сейчас располагается аэропорт. В 1962 году для нужд воздушного такси были получены чешские самолёты Aero Ae-45, которые появились в СССР в 1958 году. Аэротакси в СССР - это отдельная, очень интересная тема для статьи, и когда-нибудь мы с Вами это еще обсудим.
Здание липецкого аэропорта было открыто в 1966 году. Аэровокзал был небольшим - на 100 человек. Увеличивавшийся пассажиропоток привёл к тому, что в 1987 году открылся новый аэровокзал - в 2 раза больше, на 200 мест. При этом, рейсы продолжали выполняться с грунтовой ВПП - это создавало определённые проблемы: в том числе, множество Ае-45 были списаны по причине трещин в силовой конструкции (шпангоутах, центроплане, силовой конструкции крыла), появлявшихся после 750-1000 часов эксплуатации с грунта. Искусственная ВПП в Липецке была сдана в эксплуатацию только в 1972 году. Благодаря тому, что новая полоса стала ощутимо длиннее, в Липецк стали летать Як-40. С этого момента начался стремительный рост пассажиропотока - из Липецка Як-и летали в Москву, Ленинград, Сочи, Анапу, Киев, Харьков, Львов, Ростов-на-Дону, Симферополь и даже Челябинск.
В 1977 году в Липецке появились вертолёты - Ми-2 значительно расширили возможности авиаотряда в выполнении санитарных заданий, облета охотничьих угодий, патрулировании нефтепроводов. Вертолёты Липецкого авиаотряда выполняли работу в Чехословакии, Германии, на Кубе, в Мозамбике, Казахстане, Узбекистане, на Шпицбергене и в Антарктиде.
История аэропорта Липецка тесно связана с самолётом Як-40 - несколько бортов находятся там на хранении и сейчас, а перед зданием аэровокзала установлен памятник - самолёт Як-40, поэтому очень советую прочитать мою статью про этот, поистине, выдающийся самолётик!
В 1991 году в Липецк поступили самолёты Як-42, перед аэропортом стояли перспективы развития... Крест на всём поставил развал СССР.
В 1990-х пассажиропоток резко сократился - полностью прекратились внутрирегиональные перевозки, да и из-за подскочивших цен (подорожание топлива, отсутствие государственной поддержки), перестали выполняться и межригиональные рейсы. В результате в конце 1990-х годов аэропорт закрылся, а здание аэровокзала использовалось в хозяйственных нуждах.
В 2004 году история аэропорта продолжилась - после множества реорганизаций было создано ОГКП "Липецкий аэропорт" - авиация в регионе стала поддерживаться государством. К 2006 году в эксплуатацию ввели современную инструментальную систему посадки СП-90Н, позволяющую принимать самолёты в условиях плохой видимости. Все службы аэропорта переведены на высокоскоростную оптоволоконную связь. В апреле 2008 года аэропорту был присвоен статус международного - в связи с этим, началась реконструкция аэропорта, включавшая удлинение ВПП, реконструкцию аэровокзала, а также оборудование пограничного контроля. В 2015 году из аэропорта был совершен первый международный рейс - и, удивительно, первым направлением стали не турецкие или болгарские курорты, а итальянский город Милан.
В 2017 году была завершена реконструкция ВПП РД, перронов и аэродромной инфраструктуры, и аэропорт Липецк получил допуск на обслуживание самолётов семейства А-320 и В-737.
Два раза - в 2020 и в 2021 годах - из аэропорта собирались запустить рейсы в Анталию, но оба раза, увы, эти планы не были реализованы. Единственный международный рейс, который выполнялся - это Душанбе-Липецк "Уральскими Авиалиниями". А в сентябре 2021 года авиакомпания Nordwind открыла из Липецка рейс в Шарм-эль-Шейх.
Регулярных направлений из Липецка немного, но они есть: в Москву (Домодедово) на Е-170 авиакомпании S7, в Калининград на Crj100/200 авиакомпании RusLine, в Минеральные Воды на ATR-72 UtAir и в Санкт-Петербург на Crj100/200 RusLine. Как видно, хотя аэропорт и может принимать самолёты семейства А-320 и В-737, но пассажиропоток небольшой (хотя он и постоянно растёт, но пока едва превышает 100тыс. пассажиров в год), и рейсы выполняются на самолётах меньшей вместимости.
После начала СВО аэропорт Липецк закрыли - хотя регион напрямую не граничит с территорией Украины, но всё равно попадает в закрытую для полётов гражданских самолётов 350-километровую зону. Решение о закрытии аэропортов приняла Росавиация во избежание инцидентов с гражданскими самолётами - системы ПВО могут по ошибке принять их за военные борты и сбить.
ФАВТ постоянно продлевает сроки закрытия аэропорта, но мы всё же надеемся, что после завершения СВО аэропорт откроется и сможет не только восстановить пассажиропоток, но и, возможно, увеличить его, в том числе за счёт открытия новых направлений.