93 год прошлого века. Полигон нашего доблестного пехотного полка (о котором уже писал здесь и здесь). Перерыв между дневной и ночной стрельбой с директриссы БМП. Любимое время на полевом выходе – мозги никто не канифолит, начальства нет. Обед старшина привозит прямо на директриссу, чтобы не сворачивать всё хозяйство и не отвлекаться от учебного процесса. Ваш покорный слуга уже «тёртый калач» - командир роты и признанный знаток БМП-3. Лето, жара за тридцать градусов. У бойцов и командиров есть пара часов «послеобеденного отдыха», одним словом - полная «лепота».
Однако молодёжное тогда ещё наше «шило в заду» не позволяет просто так покемарить - позагорать. Надо же что-то эдакое вытворить на этот свой зад, чтобы служба мёдом не казалась. 🤣 И рождается в наших головушках (моей и взводного) «гениальная» мысль – съездить на тактическое поле, до небольшого имеющегося там озерца, да искупаться. К тому же оно совсем рядом от нас – километр с небольшим может. Садимся на бэху - и по газам! Долетели махом, сбросили пропахшие потом и солярой комбезы, помакали задницы в водичку – ну совсем прям «лепота». Не помню уже, кто произнёс фатальную фразу – «а давай на БМП плав устроим»! Как я уже упомянул, считался я «крутым знатоком» машины, однако вот плавать на ней ещё не приходилось, хотя в теории данный вопрос был изучен вполне, вроде как, досконально.
Сказано – сделано! И быстренько осмотрев днище машины на предмет отсутствующих лючков и прочих «неуставных» дырок, способных привести нашу «боевую яхту» к катастрофе, в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации, включили мы режим «плав» и бесстрашно ринулись в то озерцо! Стоит отметить, что сама БМП-3, изначально проектировалась для подразделений морской пехоты, и «мореходные качества» в неё конструкторы заложили весьма существенные (по сравнению с БМП-1 и 2, конечно). Стояло на «тройке» аж два водомёта, и скорость на воде она по характеристикам своим давала 10-12 км/ч супротив несчастных 5-7 км/ч на БМП-1 и 2.
Но «дать форсажу» машине на воде мы как-то не успели… Ибо яхта наша секунд за десять наполнилась водой и плюхнулась на дно! 😳 Мы толком даже «Ой!» сказать не успели. Движок я глушил, когда водица уже меж грудей у меня плескалась. 🤷
Отплыть мы за это время успели всего метров на десять-пятнадцать, да и озерцо то было довольно мелким, так что наша машина толком то и не затонула, а так – «на мель села». Аккурат по край борта. Башня из воды торчит, с трубой воздухозаборника, для плава выдвинутого. А остальной корпус – под водой. И внутри того корпуса тоже «карасики плавают». Метра два глубины.
Выскочили мы на берег, стоим репы чешем. Как такое могло быть и что делать дальше? 🤔 С первым вопросом надо разбираться отдельно - не могла бэха затонуть так быстро, даже если б у неё дыра в корпусе была... несколько минут бы это длилось, а то и больше. А тут - как утюг, бульк и всё! 😳 Ну а что дальше делать ясно – ноги в руки и за второй машиной идти, на троса цеплять да из «моря-окияна» яхту нашу изымать. 🤷 Так и сделали. Машину вытащили и на директриссу стрельбовую на тросах оттараканили. Заводить сразу побоялись, из-за возможного гидроудара (ну это когда несжимаемая водица в цилиндры движка попадает, и при его запуске начинают вылетать головки блока цилиндров, а также шатуны ломаться и из движка вылазить «кулаками дружбы»… движок в таком случае под списание, с вычетом его стоимости из денежного довольствия виновных🤦♂️). И стояла наша «яхта» под навесом на учебном месте, с открытыми люками, дверьми и лючками до самого утра – сохла.
Утром, так-же на тросах, оттащили утопленницу в полевой парк и оставили там до окончательного просыхания. Через пару недель, прибыли мы в тот парк, уже с заводчиками (они у нас постоянно в полку тогда работали – машина была на тот момент новая, и полк наш был «экспериментальный» в плане её эксплуатации. Поэтому заводские бригады работали с нами «рука об руку» - до ума доводили бэху. И по всем рекламациям мы к ним обращались). Короче, разобрали утопленницу, для выяснения причин – движок вытащили, чтобы к водомётам подлезть.
И такая нам картина открылась. Крыльчатки водомётов стояли внутри труб (см. схему), и воду всасывали снизу, через зарешёченный коллектор, а выкидывали ту воду разогнанную, соответственно назад, из-за чего тяга и создавалась. Так вот, трубы эти (из тонкой достаточно дюрали) на обоих водомётах были взрезаны, как консервным ножом! 😳 И водомёты, вместо того чтобы воду дальше по трубе гнать, закачивали её через разорванные трубы прямиком в корпус машины! Отсюда и скоропостижность нашего затопления нарисовалась, ибо за десяток секунд мощные «насосы» вгоняли в машину сотни литров воды. 🤷 А причиной «вскрытия» труб явились мелкие камешки, которые свободно через заборные решётки проходили, но застревали между лопастями и стенками трубы, взрезая последнюю как тот консервный нож.
В инструкции по эксплуатации машины было написано, что включение режима плава и привода водомётов производится перед форсированием водной преграды, на берегу. Так нами и сделано было, ибо не дураки, инструкцию читали. 🤣 Но берег был каменистый (типа щебёнки мелкой), и поднятые гусеницами в воду камешки немедленно всасывались в жерло водомётов. Дальнейшее их разрушительное действие было мной уже описано… Разобравшись в причинах катастрофы, заводчики в очередной раз собрали инструкции со всех машин и вклеили туда изменения. Теперь полагалось, подняв только волноотражательный щиток и воздухозаборную трубу, не открывая заслонки водомётов влетать в воду, отплывать по инерции от берега, и уже на относительно глубоком и свободном от поднятой гусеницами взвеси месте, включать водомёты и переходить на их тягу. Ну а на выходе из воды немедленно отключать водомётный привод, при касании гусеницами грунта. ☝ Со временем, трубы те толи толще сделали, толи вообще стальными, и новые машины пошли уже доработанные.
Так что наше купание не прошло даром, а позволило выявить и устранить очередной недостаток конструкции. 🤗