Опять ходил в Госкаталог музейного фонда.
Здесь должна быть вот такая картинка
с подписью «Редакция канала «Исторические мелочи» опять направляется в Госкаталог».
Так вот, опять ходил в Госкаталог и принес еще пару забавностей от неподражаемых музейных работников. Стоит обязательно отметить, что найденные мною на этот раз курьезы относятся ко второй половине XIX-началу XX вв., то есть к периоду, в котором я разбираюсь заметно похуже, чем в более ранней эпохе, поэтому в данном случае мои слова следует воспринимать еще с большей осторожностью, чем обычно. Тем не менее, практически уверен, что высказываемые мною предположения значительно ближе к реальности, нежели «версии», выданные музейными работниками.
После необходимого предуведомления продолжим.
Среди прочих экспонатов в муниципальном бюджетном учреждении "Ливенский краеведческий музей" хранится фотопортрет, изображенный на котором идентифицирован музейщиками как «Военный с усами и в мундире». Вот он, этот коварный тип гражданской наружности
Кто же перед нами? Это вовсе не тип, это руководитель маминой самодеятельности. На самом деле приведенная выше цитата из «Простоквашина» про типа ГРАЖДАНСКОЙ наружности в данном случае, как никогда, к месту. На фотографии запечатлен инженер ведомства путей сообщения в чине тайного советника.
Вот его петлица
Обладатель высокого гражданского чина (тайный советник соответствовал армейскому генерал-лейтенанту) имеет ордена Св. Владимира 2-ой степени, Св. Анны 1-ой степени, а также, по-видимому, знак об окончании высшего учебного заведения – на правой стороне груди. Сфотографирован персонаж, по-видимому, после 1885 г., когда для чиновников вновь ввели петличные знаки различия. К сожалению, установить личность изображенного на фотографии затруднительно.
Следующее фотоизображение хранится в ФГБУК "Государственный музей Л.Н. Толстого" и получило от составителей описания к нему не менее странное определение: «Неизвестный молодой человек в военном мундире польской армии с эполетами и орденами». Датируют фотографию музейщики 1860-ми гг., правда, со знаком вопроса.
Хотелось бы узнать у сотрудников Государственного музея Л.Н. Толстого, какая такая польская армия существовала в 1860-е гг.? Это косиньеры, что ли, партизанившие по лесам во время Польского восстания 1863-64 гг.? На самом деле, конечно, понятно, откуда в описании портрета взялась «польская армия» - из-за подписи варшавской фотостудии внизу снимка. Но черт возьми, составители описания не смогли даже фамилию польского фотографа правильно передать – он Твардзицкий, в то время как в Госкаталоге в качестве автора фото значится «Творницкий».
Итак, кто же в действительности изображен на фотографии? Это поручик русской гвардейской пехоты периода царствования Александра II. О чине персонажа свидетельствуют три звездочки на эполетах, а о принадлежности к гвардейской пехоте – скошенный спереди воротник и поля эполет, имеющие явно один цвет с самим эполетом.
В XIX в. в Варшаве, после того, как этот город вместе с большей частью Польши был присоединен к Российской империи, стояла 3-я гвардейская пехотная дивизия. Два из четырех входивших в нее полков - Кексгольмский гренадерский Императора Австрийского и Санкт-Петербургский гренадерский короля Фридриха-Вильгельма III – в период правления Александра II не относились к гвардии и поэтому в данном случае нас не интересуют. Персонаж служит в одном из двух других полков дивизии – Лейб-гвардии Литовском или Лейб-гвардии Волынском. К сожалению, установить точнее часть по черно-белой фотографии я затрудняюсь – они различались цветом воротника и обшлагов.
Попробуем теперь уточнить датировку снимка. В этом нам поможет одна из наград персонажа, а именно «младшая», находящаяся на крайнем левом (для носящего) месте в колодке. Это румынский «Крест за переход через Дунай», учрежденный осенью 1877 г. для награждения участников форсирования этой реки 15 (27) июня 1877 года – в начале Русско-турецкой войны. Вот эта награда
Однако здесь есть одна проблема. Русская гвардия, в том числе и стоявшая в Варшаве 3-я гвардейская пехотная дивизия, участвовала в войне не с самого начала и не участвовала в форсировании Дуная с боем. Она отправилась на балканский ТВД только после того, как русская армия завязла под Плевной. Объяснений наличия «Дунайского креста» у гвардейского офицера может быть, как минимум, три. Во-первых, офицер мог быть просто переведен в один из стоявших в Варшаве гвардейских полков после участия в войне в составе другой части. Во-вторых, в начале войны гвардейские полки (тогда еще не собиравшиеся участвовать в походе), а также те армейские полки, где император был шефом, откомандировали по одному унтер-офицеру и шестнадцать рядовых в состав Почетного конвоя Его Величества. Почетный конвой участвовал в форсировании Дуная с боем, в память которого был учрежден румынский крест. Работа А.И. Луганина «Опыт истории Лейб-гвардии Волынского полка» 1889 г. издания, правда, говорит, что от 3-ей гвардейской пехотной дивизии для службы в Конвое вместе с этими командами были отправлены офицеры не из Л-гв Литовского и Волынского полков, а из упомянутых выше Кексгольмского и Санкт-Петербургского гренадерских. «История Лейб-гвардии Литовского полка» А.И. Маркграфского 1887 г. издания умалчивает, были ли назначены офицеры от полка в состав Конвоя. Если все же кто-то из офицеров-литовцев в составе Почетного конвоя Его Величества форсировал Дунай, он мог получить этот крест. Наконец, последнее, и наиболее вероятное, объяснение наличия «Креста за переход через Дунай» у офицера Лейб-гвардии Литовского или Лейб-гвардии Волынского полка заключается в том, что согласно материалам об этой награде, она вручалась не только собственно за форсирование этой реки, но и за отличия в более поздних сражениях.
Ниже – патент, вручавшийся награждаемым «Крестом за переход через Дунай»
Итак, фото было сделано не ранее 1878 г., когда офицер вместе с полком вернулся в место постоянного расквартирования в Варшаве и получил учрежденный в конце 1877 г. румынский крест. В 1881 г. вступивший на престол Александр III ввел новый образец мундиров. Следовательно, на фотографии запечатлен поручик Лейб-гвардии Литовского или Лейб-гвардии Волынского полков, снятый в период 1878-1881 гг. Установить его личность, не имея полного списка офицеров части соответствующего периода, невозможно.
Если у кого-то будут исправления, добавления, уточнения, с удовольствием ознакомлюсь.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.