Начнем сегодняшнее утро с прекрасного мысленного эксперимента, который я раскопал у Добелли.
Итак, я рисую на доске числовой ряд 2 – 4 – 6 – 8. Он сформирован на основе некого правила. Вы можете предлагать следующие цифры в этом ряду, а я буду говорить - подходят они или не подходят. Задача – как можно быстрее определить правило.
Так. Теперь побуду гадалкой. Постараюсь угадать наиболее распространенные предположения и дать на них ответы.
- Следующее число 10? Да, соответствует правилу.
- Следующее число 12? Да, соответствует правилу.
Итак, теперь у нас получился ряд 2 - 4 - 6 - 8 -10 -12. Ну что? Готовы назвать правило? Большинство людей к этому моменту уже догадываются – правило звучит «прибавь 2 к предыдущему числу».
Только это они неверно догадываются.
В эксперименте лишь один человек пошел иным путем. Начал набрасывать разные цифры: «4», «-7», «15». И в конце концов определил верное правило: «каждое последующее число должно быть больше предыдущего».
Эксперимент показывает стандартный ход мыслей. В начале человек выдвигает самую очевидную, на его взгляд, гипотезу. А затем ищет её подтверждения. Строит поиск таким образом, чтобы подтвердить, ни в коем случае не опровергнуть первоначальную версию.
Мы ищем подтверждения своим взглядам и теориям. В результате верим в успех собственного дела до последнего – хотя окружающим давным-давно ясно, что оно обречено на провал.
Хотите повысить эффективность – настойчиво ищите опровержения своим убеждениям.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса
подкаст: https://nmolchanov.mave.digital/
Моя книга "Человек покупающий и продающий" - лучшая деловая книга 2022 года по версии PWC.
Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Book24, Litres, книжный магазин за углом и торренты