В благотворную советскую пору Пахоменко была, пожалуй, сверхпопулярна. Издававшиеся огромными тиражами пластинки певицы раскупались словно горячие пирожки, а такие ее хитовые вещи, как "Школьный вальс", "Ненаглядный мой", "Стоят девчонки", "Подсолнухи", "Качает, качает..." на длинных и средних волнах отечественных радиопередач были самыми желанными гостьями. Исполнительницу встречали и провожали бурными и продолжительными аплодисментами в концертных залах тогда ещё относительно дружелюбной Европы и даже парижская публика рукоплескала Марии в знаменитой «Олимпии». Конечно, безумно больно от того, что хотя задушевные песни нашей светлой героини и нынче то и дело перепеваются представителями все новых поколений, о самой вокалистке вспоминают очень редко.
Что касается личной жизни героини моего неумелого и кургузого повествования, то добиться расположения обворожительной артистки намеревался целый ряд обеспеченных, имевших вес в обществе и находившихся на вершине популярности представителей сильного пола. Однако, исполнительница сдавать крепость отнюдь не спешила. Меж тем, попробовал завоевать сердце красавицы и ни в коей мере не претендующий на наружность мачо композитор Колкер. Естественно, и этого отшили ничтоже сумняшеся. Но, как говорится, не на того напали. Колкер и не думал отступать и сдаваться. Его методичным и радующим женский глаз ухаживаниям мог бы позавидовать и самый записной ловелас.
И брал этот воздыхатель вовсе не дорогими подношениями и ощутимой за десяток метров харизмой, нет. Просто в честь преклонения перед Марией он писал музыку. И этой сущей безделицей, только представьте себе, сумел склонить Пахоменко на свою сторону. А ведь в обществе их брак реально произвел эффект разорвавшейся бомбы. Да и то сказать, одна из самых обаятельных и привлекательных эстрадных артисток Союза позарилась на какого-то, простите за выражение, очкастого замухрышку.
Немудрено, что давали их союзу от силы года три, не больше. Но десятилетия утекали как вода сквозь песок, а их сердца по прежнему бились в унисон. В преддверии величественного дня любви и верности замечу, что прекрасная пара Колкер-Пархоменко с полным на то основанием претендовала на своеобразный символ существования близких людей душа в душу. Они шли по жизни бок о бок без малого 50 лет, но при всём при этом последние годы их совместного бытия даже с большой натяжкой не назовешь хоть в малой степени несущими радость.
До поры до времени Александр и Мария души не чаяли в единственной наследнице Наталье и в не меньшей степени обожали красавицу-внучку Машу, получившую имя в знак уважения к бабуле. Пархоменко и Колкер буквально дышали заботами и чаяниями новоявленной семьи, чуть ли не на руках носили внучечку, посвящая ей уйму времени.
А в один ужасный день медики огорошили близких Пахоменко вестью--у Марии жестокая и коварная болезнь Альцгеймера, панацеи от которой доныне не изобрели. Колкер был просто вне себя.
В дальнейшем он стал реагировать на происходящее совершенно неадекватно –постоянно раздражался и то и дело выходил из себя, возвышал на сраженную беспощадным недугом спутницу жизни голос, как говорили, порой поднимал на неё и руку. Понятно, что не по злу. Однако, нервная система мужчины расшатывалась всё сильнее, в общем, такой жизни как у него врагу не пожелаешь.
Вот смотрите, что, например, произошло в феврале 2012 года, когда Пахоменко, никому ничего не сказав, выскользнула из квартиры, якобы, вынести пакеты с отходами, однако до 10 вечера в родных пенатах так и не объявилась. Близкие взволновались не на шутку, были поставлены в известность органы правопорядка. Наконец старушку обнаружили неприкаянно переминавшейся с ноги на ногу перед каким-то торговым центром.
Но всё бы ничего, да ведь спустя некоторое время у Пахоменко, попавшей с жалобами на головную боль в больницу, диагностировали сотрясение мозга с видимой гематомой. Вполне вероятно, во время эпопеи с выносом бытовых отходов, женщина ко всему прочему и упала, и ударилась головой обо что-то твердое.
Не было удивительным, коли бы сражение с постигшей семью напастью сплотило её членов. Однако, получилось с точностью наоборот--мало-помалу дочь и отец дошли до такого ужасающего состояния, что не могли спокойно сидеть рядом. И уход Пахоменко отнюдь не примирил их.
Вхожие в семью артистки люди придерживались мнения, что чаша терпения каждого постепенно переполнялась. Ибо Наташа, махнув рукой на устроение судьбы уже своей наследницы, света белого не видела, не вылезая из родительской квартиры--несла туда продукты и лекарства, наводила порядок, ну и далее по порядку шли готовка, стирка, мелкий ремонт.
В то же время Колкер постоянно держал ухо и глаз востро, ибо ждать от потерявшей контроль над собой супруги можно было что-угодно. Естественно, подобная стрессовая ситуация существенно ударила по нервной системе что одной, что второго. Дошло до бурного выяснения отношений, когда страсти перехлестывали через край, и с уст отца и его наследницы то и дело слетали жалящие и едкие слова, которые навсегда сделали их недругами.
А с другой стороны, кому понравится, когда твою больную мать постоянно третируют и трясут. Чем бы не объяснялось такое поведение.
Когда до прихода календарной, то есть, всё ещё неприветливой весны 2013 года осталось всего ничего, с подачи наследницы певицы ту увезли в некое санаторное учреждение, дабы в преддверии тяжёлого переходного сезона женщина чуть поправила здоровье и подняла моральный дух. И что бы вы думали, кажется вполне невинная и безопасная поездка сыграла буквально роковую роль в судьбе Пахоменко. Домой возвратилась она, конечно, посвежевшей и приободрившейся, но небольшой кашель матери насторожил Наташу. Явившийся по вызову участковый медик ничего подозрительного в легких бабушки не услышал.
Увы и ах, женщина чувствовала себя всё отвратней, и было принято решение о госпитализации её в лечебное учреждение. И оказалось, что бедняжка подцепила безумно опасное для людей преклонного возраста воспаление лёгких. Медики делали всё возможное, однако даже нахождение в реанимационном отделении не сумело переломить ситуацию в пользу жизни, и под ночь 8 марта нить жизни 75-летней Пахоменко прервалась.
Свой последний приют она нашла на знатном Комаровском кладбище, что раскинулось ширОко недалеко от Питера. Спустя полтора года после перехода её в мир теней в сентября 2014 года могилу певицы увенчало вполне оригинальное надгробие.
Замечу, что Наташа буквально ломала голову в поисках подходящего монумента в память о любимой матушке. Тот памятник посмотрела--мрак и жуть. На другой обратила внимание--помпезность и безвкусица. Третью композицию попробовала примерить к участку родительницы--нет, вообще, совсем не то. А ведь женщина мечтала о чем-то неординарном, убедительном, жизнеутверждающем, хотя и одновремено достаточно скромном и подходящем по идее соответствия образу покойной. Короче говоря, время шло, а дело не сдвигалось с мертвой точки.
И вдруг выход совершенно внезапно был найден. Как-то раз дочери артистки попалось на глаза произведение пиита Заболоцкого «Чертополох».
И представляете, Наталию пронзило--а ведь этот удивительный и отталкивающий на первый взгляд представитель флоры характеру Марии соответствует почти на все сто. Он такой же живучий, целеустремлённый и смелый и пробивающийся к свету сквозь невероятную толщу препятствий.
Обладающие необходимым умением и творчески мыслящие мастера были найдены быстро, и вскоре дело закрутилось-завертелось.
Замечу, что хотя процентов 75 средств на надгробие пошли из семейного кармана Наташи с мужем, внесли свою лепту в сохранение и почитание памяти исполнительницы и её друзья, коллеги, да и просто почитатели таланта Пахоменко.
И вот глядите, искомый памятник создан из потрясающе смотрящегося черного камня, чьи края срезаны под разными углами.
В самом центре надгробия виднеется искусно то ли вылитый, до ли выкованный из нержавеющего металла рисунок загадочного растения--чертополоха. Психологически точный черно-белый снимок артистки рядом с ее именем дополняет добротную картину. В самом начале моего повествования я посетовал на то, что имя певицы практически забыто сегодня. А вот по её могиле этого отнюдь не скажешь. Там чисто, прибрано и главное заметны свежие букеты. И представляете, какие контрасты получаются. Розы и чертополох. Или чертополох и гвоздики. Либо лилии на фоне чертополоха.
Эх, Мария, слушаю ваши песни и комок в горле так и не проходит. Покойтесь, милая, с миром.