Найти в Дзене
Александр Павловский

Книги-разочарования, "Игра в бисер" Германа Гессе не оправдывает потраченного на неё времени

Оглавление
"В развитии духовной жизни Европы было с конца Средневековья две важные тенденции: освобождение мысли и веры от какого-либо авторитарного влияния, то есть борьба разума, чувствующего свою суверенность и зрелость, против господства Римской церкви, и - с другой стороны - тайные, но страстные поиски узаконения этой его свободы, поиски нового авторитета, вытекающего из него самого и ему адекватного". (с) Герман Гессе

Здравствуйте, уважаемые Читатели и Подписчики!

Как видно из цитаты сверху, немецкий писатель Герман Гессе очень точно определил направления рельс, по которым Европа настойчиво колесила в сторону "авторитарной свободы", или, лучше сказать, "диктатуры счастья". Тот самый либерализм, плюрализм, или "разнообразие ощущений" по Достоевскому, есть не что иное, как завуалированная игра в кнут и пряник: если ты следуешь по нашему антихристианскому пути саморазрушения, то неважно какой у тебя цвет кожи, из какой ты страны, и к какой культуре принадлежишь, главное - ты наш подданный; но если ты против ЛГБТ, пропаганды насилия и разврата, античеловеческих ценностей, то берегись - тебя ждёт кнут made in USA.

Но это лишь предисловие, теперь конкретно о книге "Игра в бисер".

Сначала "Игра в бисер" показалась мне очередной мощной работой от уже полюбившегося мне Германа Гессе, но чем больше страниц было прочитано, тем яснее я понимал, что ошибся. К сожалению.
Сначала "Игра в бисер" показалась мне очередной мощной работой от уже полюбившегося мне Германа Гессе, но чем больше страниц было прочитано, тем яснее я понимал, что ошибся. К сожалению.

"Игра в бисер" имеет высочайшие рейтинги на различных книжных порталах; на сайте Livelib.ru, например, пользователи выделили почти 1000 цитат из "Игры", в то время как её общий объём составляет примерно 500 страниц. Это значит, что на каждую страницу приходится по две цитаты (приблизительно). Однако, как я не пытался, мне не удалось зафиксировать столько мудростей в книге Гессе. Более того, сотни страниц пролетали буквально мимо. В книге действительно есть много философских изречений автора, но большинство из них какие-то банальные, само собой разумеющиеся что ли. Вот хороший пример:

"Абстракции восхитительны, но дышать воздухом и есть хлеб тоже, по-моему надо". (c)
"Человек - странное существо, на него нельзя полагаться". (c)

Но ведь это прописные истины, для осознания которых вовсе не требуется читать такие объёмные романы, как "Игра в бисер". Ими нашпигован современный кинематограф. Другое дело начало книги, где Гессе кратко анализирует духовный путь Европы, отмечая отторжение от церкви, и попытку её замены новым авторитаризмом, замаскированным под "свободу выбора". Невероятно точно. Автор даже дал этому название - эпоха фельетона. Когда вокруг гремят войны, творятся страшные вещи, но общество не замечает - оно целиком погружено в фиктивный мир третьесортных газетёнок, модных видеороликов и гламурных барби.

Стоит также отметить и язык автора. Херр Гессе, я вас не узнаю! После мистического "Демиана" и философского "Степного волка", "Игра", наполненная странными словосочетаниями вроде космическая закруглённость, сферическая поверхность или эквилибристическое парение огромного ритмического разнообразия, вызывает... хмм... недоумение. Иногда складывается впечатление, что автор сознательно нагромождал книгу такими чудными словечками, чтобы придать ей объёмности. Некоторые называют такой подход интеллектуальной демагогией.

Теперь немного о сюжете. Сюжет представляет собой псевдобиографию некоего Йозефа Кнехта - участника загадочного ордена Касталия. Центральной темой романа, как мне кажется, является всё тот же Инь и ян - борьба двух начал в человеке и обществе. В данном случае, есть внешняя жизнь со всей своей суетностью, бытом, победами и поражениями; и есть жизнь внутри ордена Касталии - внутренний мир науки и знаний, изолированный от внешнего.

Идея борьбы между добром и злом, животным и рациональным, индивидуализмом и коллективизмом, прекрасна выражена в других менее объёмных книгах Гессе. Придётся признать, что последняя и главная книга немецкого писателя оказалась намного слабее других, хотя он работал над ней... 11 лет. Может быть дело в том, что Гессе уже выразил свои основные идеи в предыдущих романах? А "Игру" он буквально вытягивал из себя клещами? Иногда так кажется...

В любом случае, спасибо за внимание, уважаемые Читатели и Подписчики. Уверен, что далеко не все согласятся с моим мнением. Зато оно честное. До свидания!

#германгессе #литературадзен #классическаялитература