В детстве я коллекционировал фантики. Потом марки. Потом монетки и камешки. Всерьез никогда не увлекался, тем не менее, повзрослев, ничего не выбросил.
Умом я понимаю, что эти коллекции и безделушки ничего не стоят. Тем не менее, значительная часть шкафов квартиры отведена под то, что независимый наблюдатель назвал бы хламом. Храню десятки лет и не выбрасываю.
Причем к большей части этого хлама у меня даже нет особой эмоциональной привязанности. Просто этот хлам – мой. А все что нам принадлежит, по умолчанию обладает дополнительной ценностью. Это эффект обладания или эндаумента.
Так, Ариэли продавал студентам билеты на важный баскетбольный матч. Средняя цена покупки, то, что учащиеся считали объективной стоимостью, составляла 170 долларов. После этого организаторы предложили выкупить билеты обратно. И тут студенты стали запрашивать 240 баксов. Факт обладания моментально изменил справедливую цену в голове участников исследования на 40%.
Точно также собственники машин, владевшие ими долгое время, обычно выставляют их на продажу по завышенной, в сравнении с рынком, цене. Помимо стоимости машины, покупатель должен оплатить еще и эмоциональную привязанность хозяина.
Когнитивная ошибка проявляется даже если мы просто потратили собственное время или силы. Так, отказ на третьем, финальном собеседовании, ранит сильнее, чем когда отклик проигнорировали в самом начале.
Эффект эндаумента мешает как в бизнесе, так и в личной жизни. Мы упускаем выгодные сделки, держимся за устаревшие версии, людей и оборудование - просто из нежелания расстаться с тем, что нам принадлежит.
Выбрасывайте свой хлам.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса
подкаст: https://nmolchanov.mave.digital/
Моя книга "Человек покупающий и продающий" - лучшая деловая книга 2022 года по версии PWC.
Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Book24, Litres, книжный магазин за углом и торренты