Найти в Дзене
script bro | сценаристы

Шаблонность спортивных сценариев – фильм "Прорваться в НБА" напоминает о том, как нужно делать правильно

Спортивные истории - одни из самых сложных для написания, потому что они по своей сути шаблонны. Наш герой - это неизменно человек из мира спорта: будь то спортсмен, тренер или хозяин клуба, который в некотором смысле является аутсайдером, а затем они сражаются за то, чтобы добраться до вершины, где они, наконец, выигрывают большую игру, и УРА, мы все счастливы.

В теории.

Но на самом деле, всякий раз, когда вы смотрите спортивный фильм, вам кажется, что вы уже видели его раньше. Такая проблема возникла у меня с "Прорваться в НБА". Я посмотрел трейлер и подумал: "Ладно, мне не обязательно смотреть этот фильм". Потому что он выглядит точно так же, как и любой другой спортивный фильм.

Но я заметил, что многие из вас говорили о нём в комментариях, и я подумал, - хорошо, я дам ему шанс, полностью ожидая, что выключу в первые 15 минут.

Но 15 минут увеличились в 30, с 30 до 60 и с 60, пока я не дошёл до титров. История удерживала моё внимание на протяжении всего фильма.

Это заставило меня задуматься, и оценить, что произошло, и что заставило меня так увлечься этой историей. Потому что большинство фильмов мне скучно смотреть. У сценариев всего несколько направлений, в которых они могут развиваться. Так что нетрудно предсказать, что будет дальше.

"Прорваться в НБА" не стал исключением. Всё пошло пути, который я ожидал. И всё же я переживал за персонажей. И всё же мне было не всё равно. Мне было интересно, как всё закончится.

-2

Я не могу не подчеркнуть, насколько важно уметь разбираться в вопросе почему у фильма это получилось. Потому что мы все работаем с шаблоном, который использовался много раз, пережёвывался, выплёвывался, возрождался, использовался снова и снова в каждом из наших сценариев. Мы всегда рассказываем истории, которые уже были рассказаны.

Так что, если вы сможете понять, как небольшой процент этих историй в конечном итоге оказываются хорошими, вам не придётся изобретать велосипед каждый раз, когда вы придумываете концепцию. Вы знаете, что можете взять общий шаблон и сделать его захватывающим.

Что и сделал "Прорваться в НБА".

Но как он это сделал?

Ответ очевиден, но в то же время сложен. Сначала вы должны принять, что нет ничего, что вы могли бы сделать с точки зрения сюжета, чего бы зрители не видели раньше.

Раз в несколько лет кто-нибудь придумывает какой-нибудь грандиозный поворот сюжета (Брюс Уиллис - призрак!), которого мы не ожидали. Но трудно постоянно придумывать по-настоящему шокирующие сюжетные повороты.

В эти выходные я смотрел "Человека из Торонто", и это был довольно забавный фильм. Но этот фильм буквально использует все клише и совершенно не удивляет. В результате к концу месяца я не вспомню, что происходило в этом фильме.

К счастью, существует способ преодолеть эту проблему.

Вы делаете через своих персонажей.

И самое приятное в этом решении то, что вам достаточно сделать это только со своим героем.

Если вы сможете заставить нас переживать за вашего героя, нам понравится ваш сценарий, независимо от того, что вы сделаете с сюжетом.

Я знаю, это звучит как спорное утверждение, но на самом деле это не так.

Это ничем не отличается от того, как если бы вы встретили нового друга, подругу или парня, который вам действительно нравится.

Нужно ли вам ехать в Нью-Йорк и подниматься на вершину Эмпайр-Стейт-билдинг, чтобы быть счастливым рядом с этим человеком? Нет. Вы могли бы буквально лежать на диване 10 часов подряд, поедая мороженное, и этого было бы достаточно.

Здесь то же самое. Зрители меньше заботятся о том, чтобы пережить какой-нибудь удивительный сюжет, когда они любят главного героя. Для них достаточно просто быть рядом с ним и видеть, что он собирается делать дальше.

-3

Значит ли это, что вы не должны пытаться написать как можно лучший сюжет? Конечно нет. Вам нужно максимально улучшить впечатления от общения с вашим персонажем и не так сильно беспокоиться о том, что предсказуемость вашего сюжета станет проблемой.

Всякий раз, когда я помогаю сценаристу или разрабатываю сценарий со сценаристом, и мы глубоко увязаем в истории и беспокоимся, что это не сработает, тогда я всегда отступаю и напоминаю себе: "Пока мы правильно подбираем персонажей, у нас всё будет хорошо".

Итак, что я имею в виду, когда говорю "переживать за героя"? Потому что это довольно расплывчато. Я вижу это так: если вы можете заставить нас почувствовать, что ваш герой -

а) похож на настоящего человека,

б) который борется за то, чтобы стать лучше, и

в) находится в неблагоприятных обстоятельствах, из которых мы хотели бы, чтобы он выбрался,

этого достаточно, чтобы заставить нас переживать за кого-то.

Как и в случае с любым советом по написанию сценария, это не будет работать всё время. Существуют определённые истории, которые требуют, чтобы вы скорректировали формулу. Но это сработает на основной массе главных героев, которых вы будете писать в своих сценариях.

Что подводит нас к Стэнли Шугерману, персонажу скаута Адама Сэндлера в "Прорваться в НБА", который, я считаю, является одним из самых хорошо проработанных персонажей в истории спортивных фильмов, поскольку заставляет зрителей болеть за него.

Итак, давайте рассмотрим, как авторы достигают этого в рамках вышеуказанного триумвирата "переживать за героя".

Кстати, если вы не видели фильм, то это история о скауте НБА (Стэнли Шугармен), у которого заканчивается время, чтобы осуществить свою мечту - стать помощником тренера. Он находит единственного в жизни перспективного игрока в Испании, которого он хочет видеть в своей команде, "Филадельфия 76", чтобы выбрать его на драфте.

Когда дерзкий новый президент баскетбольного клуба говорит Стэнли, что он не заинтересован в игроке, Стэнли покидает команду и привозит баскетболиста в США за свой счёт в надежде выставить его на драфт.

Во-первых, Стэнли похож на настоящего человека. Никто не ГОВОРИТ нам, что Стэнли - великий скаут. Они ПОКАЗЫВАЮТ нам. Авторы показывают, как он работает. В Германии, в Испании, в Китае. Наблюдая за играми в самых отдалённых уголках мира, ища тот самый единственный необработанный бриллиант.

-4

Мы видим его в аэропортах, в отелях, когда он возвращается в Филадельфию, а затем снова отправляется в путь. Это бесконечная, часто, бесполезная работа. Нам показывают его семью – его жену, его дочь. Мы поражаемся как он разумно рассказывает о лучших игроках, которых он разыскивал на заседаниях совета директоров. Они заставляют его говорить на сленге, который знают только скауты НБА.

Всё это убеждает нас в том, что Стэнли - РЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Если вы не убедите нас в этом, две другие вещи не сработают. Мы должны поверить в то, что этот парень настоящий. Если вы ленитесь и не выполняете работу, чтобы показать нам, что герой действительно существует в своём мире, мы выключаем ваш фильм на 15-минутной отметке.

Стэнли человек, который борется за то, чтобы стать лучше. Это ключевой компонент для того, чтобы сделать нас похожими на персонажей. Потому у многих из нас могут быть проблемы с другими людьми. Луис Блум из "Стрингера". Артур Флек из "Джокера".

Иногда сложно подключиться к асоциальным персонажам, но был ли кто-нибудь ещё "Стрингере", кто хотел быть лучше Луиса? В то время как коллеги-клоуны Артура Флека прекрасно играли на детских вечеринках, Артур был занят планированием своего восхождения в мире стендап-комедии.

Зрителям нравятся люди, которые пытаются улучшить свою жизнь. Стэнли Шугармену 50 лет, и он занимается просмотром игроков всю свою жизнь. И он устал. У него достаточно причин, чтобы сдаться. Но он продолжает, продолжает искать тот единственный алмаз.

И, наконец, негативные обстоятельства, окружающие вашего главного героя. Вы создаёте негативные обстоятельства, потому что это даёт персонажу возможность куда-то подняться. Если они уже близки к вершине, нам не нужно так сильно переживать за них, потому что у них и так хорошая жизнь.

Стэнли уже 50 лет, и он всё ещё спит в китайских отелях в 20 часах полёта от своей жены и дочери пять ночей в неделю. Покажите негативные обстоятельства. (Спойлер) Как раз в тот момент, когда Стэнли получает свою первую тренерскую должность в "Филадельфия Сиксерс", владелец, который дал ему эту работу, умирает на следующий день. Оставив своего придурковатого сына, которому не нравится Стэнли, руководить командой. Вот как проявляются негативные обстоятельства.

Эта простая комбинация, состоящая в том, чтобы сделать своего героя кем-то с большой целью, а затем раз за разом сбивать его с ног, отдаляя от цели, похожа на сценарный фокус, когда всегда нужно уметь хорошо использовать. Потому что нам нравится этот парень. И нам жаль этого парня. Так что, конечно, мы будем болеть за него.

Просто чтобы внести ясность, ничто из этого НЕ означает, что, как только вы проделаете это, вам следует забыть о своём сюжете. Потому что вы никогда не можете быть полностью уверены, работает ли то, что вы сделали в общем механизме.

К сожалению, мы можем следовать правилам и по-прежнему писать среднестатистических персонажей. Так что вы могли бы также попытаться сделать остальную часть вашего сценария великолепной. Но правильное использование главного героя решает так много потенциальных проблем в будущем.

Если вы из тех, кому трудно с созданием персонажей, за которых болеют читатели, посмотрите этот фильм. Достаточно даже просто посмотреть первый акт. Потому что именно там вы тратите основную часть своих усилий на то, чтобы заставить читателя влюбиться в вашего героя.

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.