Найти в Дзене
Московские истории

Море, Феодосия: Золотой пляж и удобства во дворе

Виктор Терехов в детстве не был на море, поэтому особенно хотел, чтоб детям оно досталось в полной мере. Заодно Виктор рассказывает благодаря чему это стало возможным и своем опыте "распространителя книг".

Золотой пляж в Феодосии.
Золотой пляж в Феодосии.

После рождения нашего первенца, в 1982 году, моя жена решила не возвращаться в МПО «Салют», где мы с ней познакомились ещё в конце 70-х. Соседка по дому работала заместителем директора ЦАЗИ (ныне АРЗИ – Агентство по распространению зарубежных изданий), и предложила жене перейти туда на работу. Зарплата была не особо высокая, но с всяческими надбавками выходило неплохо, около 180 рублей. К тому же до работы надо было идти 5 минут, что очень нас устраивало в плане забрать-отвести детей в школу. Здание агентства располагается в Протопоповском переулке, в историческом корпусе конца 19-го века, бывшего «Комаровского общества дешёвых квартир».

Протопоповский переулок, 19. Источник https://upload.wikimedia.org.
Протопоповский переулок, 19. Источник https://upload.wikimedia.org.

Агентство занималось распространением печатной продукции зарубежных стран. В частности, разного рода импортных журналов по вязанию и шитью (кроме «Бурды», та распространялась через Внешпосылторг). Взамен мы всегда были обеспечены книжными новинками, и не по одному экземпляру. Я с сумками ездил по разным издательствам за книгами. В эпоху перестройки через жену получил от ЦАЗИ удостоверение «общественного распространителя печатной продукции», поэтому в свободное время почти легально мог продавать журналы и книги в подземном переходе у станции метро «Проспект Мира», естественно, с солидной наценкой.

Региональные отделения тоже желали получить модные журналы, поэтому в ЦАЗИ завязались тесные контакты с феодосийским отделением «Союзпечати». Таким образом возникла возможность отдыхать на море - места в санаториях предоставлялись по звонку Ларисы Николаевны, начальницы местной «Союзпечати».

Для отдыха с детьми нам подобрали пансионат «Золотой пляж» в 8 километрах от Феодосии - длинный ряд домиков, располагавшихся между морем и Крымском шоссе, практически на пляже.

Пансионат "Золотой пляж". Фото Виктора Терехова.
Пансионат "Золотой пляж". Фото Виктора Терехова.

Домики были двух типов: деревянные без удобств (прямо на пляже) и домики-мазанки, где было значительно прохладнее в жару, стоявшие вдоль дорожки у забора. Там уже был свой умывальник, а за дополнительные деньги - холодильник и телевизор. Но "удобства" все равно во дворе, там же находились и душевые кабины с горячей водой. (Несколько лет назад в «Золотом пляже» отдыхал мой коллега по работе. Деревянных домиков на пляже уже нет, а вместо мазанок построили современные коттеджи со всеми удобствами).

Наша "мазанка". С сыновьями. Фото Виктора Терехова.
Наша "мазанка". С сыновьями. Фото Виктора Терехова.

Раньше люди отдыхали в пансионатах основательно, по 20 - 24 дня. В столовой кормили без изысков, но зато обильно, четыре раза в день. Многие отдыхали по «курсовке», их расселяли в близлежащем посёлке, а есть они приходили в столовую, загорать - на пляж. В пункте проката можно было взять за небольшие деньги ласты, маску, трубку, шахматы, нарды. Катались на велосипедах-катамаранах, работала библиотека, кинозал в клубе. Позже стали открываться кооперативные просмотровые залы с видеомагнитофонами. Для отдыхающих организовано продавались ж/д билеты. До Феодосии от пляжа ходили катера. Однажды собрались в Феодосию – а катера не ходят, причину не объясняют, пришлось ехать автобусом. Обратно едем – та же картина. Только вечером узнали об августовском путче и ГКЧП 1991 года. Потом все сидели у приёмников, слушали западные голоса о новостях в Москве.

Большую ложку дёгтя внёс в наш отдых Горбачёв, со своей «борьбой за трезвость». В Крыму закрылось много винзаводов в том числе и в Феодосии. У жены как раз в августе день рождения, поэтому вопрос покупки алкоголя приобретал большое значение. Приехали однажды в Феодосию за вином, а там продажа в единственном магазине, где люди буквально лезут по головам друг друга. На наше счастье, подошёл местный мужичок и предложил несколько бутылок вина по двойной цене.

Золотой пляж сегодня.
Золотой пляж сегодня.

Всё изменилось с распадом СССР. Приехав в Феодосию в 1993 году, мы увидели значительные перемены. Исчез поток машин на некогда оживлённом Крымское шоссе, закрылись многочисленные кемпинги, где отдыхали автолюбители с палатками. Да и на самом «Золотом пляже» отдыхающих поубавилось. Украинская валюта, карбованец (в ходу 1992 - 1996 г.), тогда стремительно падала вниз.

Зато мы с рублями чувствовали себя там, как иностранцы с долларами в СССР. Перед поездкой я прикинул - сколько рублей надо поменять на карбованцы, чтобы оплатить путёвку, на разного рода развлечения и покупки, и поехал менять деньги к Киевскому вокзалу. Вся площадь перед вокзалом, где сейчас торговый центр «Европейский», была запружена людьми менявших валюту. Официальный курс рубля к карбованцу был тогда примерно 1 : 4. После нескольких часов торговли я купил карбованцы оптом по курсу 1 : 4,7. Поэтому в Феодосии мы покупали лучшие марочные вина, которые вновь появились на прилавках, ездили на такси и т.д. В следующем, 1994-м, году мы последний раз отдыхали на «Золотом пляже». Карбованцы сменились на гривну. Курс уже был стабилен, везде в Феодосии стояли обменники.

Феодосия, Золотой пляж, 1981 г. Автор moscowfix. Источник: https://moscowfix.livejournal.com.
Феодосия, Золотой пляж, 1981 г. Автор moscowfix. Источник: https://moscowfix.livejournal.com.

Напоследок расскажу анекдотический случай. На отдыхе всегда возникал вопрос: «Куда спрятать деньги в номере?». Случаев воровства на курортах было много. Тогда у меня возникла "гениальная" идея. Телевизоры давались напрокат, то есть сами телевизоры стояли в номере, а комнатная антенна выдавалась в пункте проката. Дно антенны закрывалось массивной металлической крышкой, привинченной винтами, а небольшая отвёртку я всегда вожу с собой, на всякий случай. Открутив крышку, я положил в пустое пространство антенны деньги и билеты на обратную дорогу. В последний день отдыха я понёс в пункт проката сдавать вещи - в том числе и антенну. Про деньги и билеты вспомнил только через пару часов, когда до отъезда осталось немного времени. С отвёрткой в руке помчался в пункт проката, который уже закрывался. Ответ работницы пункта просто убил:

- У нас сегодня заезд, я много антенн раздала. Но вон коробка с оставшимися, посмотрите там.

Трясущимися руками перебираю антенны и, на моё счастье, узнаю свою (не хватало винта). Повезло - успели на поезд! #виктор терехов