Вообще во всех религиях считается, что молиться за умерших и хорошо, и нужно, и полезно, и вообще это такая обязанность, определенный вид заботы о близком. Или даже не о близком, а наоборот - о враге, о том, кто причинил страдания.
Теософ Чарльз Ледбитер считал, что в мире ином люди расплачиваются за отказ молиться за них.
"Им приходится прокладывать свой путь в астральном мире без поддержки своих близких, поскольку последние убеждены, что желание помочь - дурно".
Теософия - "божественная мудрость" - это появившееся в США в конце 19 веке религиозное учение, основанное русской иммигранткой Еленой Блаватской. Учение опирается не ее труды. Это оккультное и эзотерическое движение, опирается и на классическую европейскую философию, и на индуизм и буддизм. Блаватская учила, что существует древнее и скрытное братство духовных адептов - Учителей. Они есть во всем мире, особенно их много в Тибете. Учителя развили великую мудрость и сверхъестественные силы и инициировали создание учения - теософии - через Елену Блаватскую.
Ледбитер говорил, что молитва об умерших - выражение искреннего доброго пожелания и привязанности к тем, кто ушел раньше нас:
"Мы, изучающие теософию, знаем, что в физической жизни эти пожелания и мысли являются абсолютно реальными и объективными сущностями - аккумуляторами духовной силы, которые разряжаются только тогда, когда достигают человека, к которому были направлены".
Ледбитер считал, что действие пожеланий, полное силы и любви, не меняется от того, жив человек или же умер. Молитва достигает умершего человека и помогает ему. Это происходит, "потому что великий закон причинности всегда остается составным элементом вселенной".
Что нужно желать умершим?
Ледбитер советует:
"Лучше всего прибегнуть к старинной формулировке католической церкви: "Даруй ему, Господи, вечный покой, и пусть вечный свет его озаряет".
В общем и целом этот универсальный совет применим и к тем, кто считает себя православным или любым другим христианином.
Зачем молиться за умерших можно поговорить и в другой раз, а хочется затронуть одну из сторон этой темы: молитва о самоубийце.
Кстати, а вы знаете, что вопреки расхожему мнению молиться о самоубийцах можно?
И даже нужно! И даже ставить за них в церкви свечи, подавать записки...А что тогда нельзя? Нельзя поминать их во время службы.
Думаете, потому что есть такой закон от Бога, что это где-то особым образом прописано в Библии?
Нет, не в Библии, а таково правило церкви. Почему так - об этом ниже. Стоит упомянуть несколько странных советов: например, молиться за умершего опасно, потому что его грехи могут на тебя перейти, и особенно опасно молиться за самоубийц. Некоторые священники говорят верующим так: если будешь молиться за самоубийцу, то бесы, которые взяли в плен душу самоубийцы, начнут тебе мстить, посылать разные несчастья.
-Это ужасно! - сказал в одном из своих выступлений религиовед профессор Алексей Ильич Осипов. - Это не батюшка, это язычник. Бог есть любовь! Вы скажите матери, у которой ребенок заболел смертельной болезнью: что ты о нем заботишься? Он все равно умрет. Чем тяжелее ребенок болеет, тем больше заботы о нем. А по этому совету христиане становятся сектантами, которые хотят молиться только за своих, только за хороших. Когда мы молимся за любого человека: своего друга или недруга, за убийцу или самоубийцу мы исполняем волю Бога. Суть христианства - любовь.
А почему же тогда нельзя поминать самоубийц во время службы?
"Строгие правила в отношении самоубийц установлены не для того, чтобы за них не молились, а с прямой целью - показать верующим весь ужас такого поступка и уберечь других от подобного греха, влекущего за собой тяжкие загробные страдания. Поэтому церковные правила, исключительно в воспитательных целях, запрещают совершать над самоубийцами общие для всех усопших христиан молитвословия в храме. Но это совсем не означает, что за них вообще нельзя молиться".
Исключительно в воспитательных целях! Мы можем не согласиться, но церковь имеет право сама устанавливать свои правила и следовать им, не спрашивая нашего мнения. Молиться никто не запрещает. Только возникают неудобные вопросы по поводу многих других установлений, может, и они для дисциплины? Это вопрос для самостоятельного внутреннего рассуждения. А так, дисциплина никому еще не вредила, можно и потерпеть.