Найти тему
Жизнь советского человека

Как американцы в июле 1953 года сбили советский пассажирский самолёт. Версии причин неожиданного нападения

Американцы в случае необходимости всегда умели «забывать» о международном праве и творить в любом государстве всё, что удастся. Не был исключением и этот, в наши дни почти забытый случай.

27 июля 1953 года считается днём окончания войны двух Корей. Учитывая, что война к фактическим успехам Южную Корею не привела, её активные союзники США всё-таки видимо решили поставить в ней свою «точку». И устроить напоследок союзникам «северян» такой разгром, который они запомнили бы надолго.

F-86 "Сейбр"
F-86 "Сейбр"

Согласно ноте протеста МИД Китая 27 июля 324 американских военных самолёта отбомбились по северо-восточной территории КНР.

«Неожиданным образом» четыре F-86 из этой армады оказались рядом с трассой нашего пассажирского самолёта, когда его путь проходил вблизи города Хуадянь. Полёт Ил-12 осуществлял 593-й отдельный транспортный авиационный полк Тихоокеанского флота.

Рейс с советской военной базы в Порт-Артуре до Владивостока был абсолютно рядовым. Трасса шла над территорией Китая. Самолёт шёл со всеми опознавательными знаками советского государства.

Пути пассажирского самолёта и американских военных лётчиков пересеклись между одиннадцатью и двенадцатью часами дня местного времени над китайской территорией. На советском самолёте был 21 человек, включая членов экипажа. Летели в отпуск молодые офицеры и военные авиационные врачи.

Два американских лётчика 335-й эскадрильи капитан Ральф Парр (младший) и его ведомый Эдвин Скаффи заинтересовались лёгкой добычей. В результате Парр просто зашёл безоружному самолёту в хвост и стал его расстреливать. Потом прошёлся вдоль фюзеляжа. Ил-12 загорелся и стал падать. Американские лётчики отправились на базу и уже к полуночи (по словам Парра) забыли об инциденте.

Почему американцы столь неожиданно и агрессивно атаковали безоружный пассажирский самолёт, остаётся неизвестным. Но есть разные версии произошедшего.

Ил-12 / Ральф Шерман Парр (младший)
Ил-12 / Ральф Шерман Парр (младший)
  • Парр с известным тогда позывным «Джон Шарк 4» уже сбил 9 самолётов противника. За 10 побед давался «титул двойного аса», что вводило лётчика в когорту лучших американских пилотов. Война заканчивалась юридически в 12 часов ночи. Почему бы было не воспользоваться лёгким шансом и успеть войти в десятку лучших?
  • На таком же самолёте примерно в это же время должны были отправиться с конференции в Порт-Артуре командиры ВМФ. Покончить с командным составом Тихоокеанского флота одним ударом было для США заманчиво.
  • Американцы могли ждать и самолёт с маршалом Родионом Малиновским, который тоже был на той же конференции.

Самое страшное предположение высказала Людмила Ивановна Проскурина, чей отец Иван Мулин был штурманом погибшего самолёта. Уже в конце жизни она поведала корреспондентам, что к ней пришёл однажды человек в военной форме и по большому секрету рассказал, что этот Ил-12 выпустили в качестве «ложной мишени». Поэтому на нём в последний момент разрешили лететь простым военным и врачам, а командование отправили другим бортом через несколько дней. Что о предстоящем нападении было известно заранее.

Так оно или нет, неизвестно. Но советские лётчики отомстили за самолёт по-своему – через 3 дня наши истребители сбили американский разведчик Б-50.

Нота протеста была вручена послу США только 2 августа. Но американцы не собирались возмещать ущерб семьям погибших советских лётчиков и пассажиров. Напротив, они заявили, что именно наши лётчики сбили пассажирский самолёт, где погибли американцы.

Обелиск погибшим на Ил-12 в сквере Владивостока
Обелиск погибшим на Ил-12 в сквере Владивостока

Дело кончилось тем, что «на верхах» в СССР и США скандал решили не раздувать. Пассажиры и экипаж Ил-12 так и остались случайной жертвой «холодной войны».

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.