Я – полиэтническая особь, типичный советский человек: во мне намешано много разных кровей. Конечно, преобладают русская и украинская, но с маминой стороны припожаловала мордовская, а папины предки вообще вручили мне целый букет, в котором среди прочих цветов красуется чёрная цыганская роза. Мне не просто так нравится казачья и кавказская музыка, не напрасно в детстве я всегда увязывалась за бабушкой в театр «Ромэн», который она обожала. В конце концов цыганская история дала о себе знать. На конец 2013 года я уже почти пять лет вместе с Александром Репиным экспериментировала в разных танцевальных направлениях, но вдруг мне захотелось освоить именно цыганский танец.
Я пыталась заниматься самостоятельно и даже открыла для себя прекрасную Венеру Ферарь, которая опубликовала целый онлайновый курс уроков цыганского танца. Венера – великолепный педагог, и её уроки действительно могут помочь многим людям освоить этот вид народного танца. Но я, к сожалению, оказалась неспособной сделать это самостоятельно. Мой мозг чётко настроен на когнитивную деятельность, и здесь я могу научиться чему угодно в любом формате. А вот телесная деятельность сопряжена у меня с трудностями. Например, я плохо держу баланс, у меня очень слабая моторная память, я неважно ориентируюсь в пространстве. К тому же у меня нет музыкального образования и базовых знаний в области классической хореографии, без которых нечего соваться ни в какой танцевальный жанр. Для полного счастья природа наградила меня куриной слепотой, и при плохом освещении я становлюсь почти беспомощной.
Эти проблемы не мешали мне заниматься с Сашей – у меня был надёжный партнёр, который вёл меня твёрдой рукой, да и странные танцы, которые мы делали, не требовали особой техники и тем более классической школы. Мы, собственно, по этому поводу и не запаривались. Цыганскому он меня научить не мог, поэтому я стала искать преподавателя.
Дело это оказалось непростым. Первой, к кому я обратилась, была Ганга Васильевна Батталова. Во-первых, я знала, что она продолжатель славной цыганской артистической династии – дочь звезды «Ромэна» Нины Чёрной и мать ещё двух звёзд: Анжелы Лекаревой и Златы Деметр. Во-вторых, раньше она и сама блистала на театральной сцене, приводя зрителей в неистовство. В-третьих, у неё есть своя школа-студия цыганского танца «Шантэл». Я позвонила Ганге Васильевне, и она предложила мне заниматься в этой школе. Индивидуальных занятий, тем более с выездом на место, она не вела. А я была перегружена работой и могла заниматься только на месте, в своём офисе, где у меня было специальное пространство. К тому же я не хотела танцевать в группе. Даже в дуэте с Сашей я постоянно стремилась лидировать, хотя это было глупо. Но что-то сделать с этим уже было невозможно: это была психологическая деформация из-за многолетнего руководства большой семьёй и крупными коллективами.
На индивидуальные занятия на моей площадке согласилась Тахмина Назарова. Мы начали с ней в ноябре 2013 года, и первым танцем стали «Цыганские частушки». Именно с ним я впервые в жизни пошла на внешнюю сцену. Это случилось 28 сентября 2014 года на вечеринке “A mi manera” в клубе «Высоцкий». Дебют был неудачным: я со страху забыла весь танец и просто делала какие-то однообразные движения юбкой. Музыка тоже звучала совсем не так, как в офисе; я её ужасно пугалась и танцевала мимо. Кроме того, рядом висел экран, на котором я себя видела, и это почему-то сильно мне мешало. После этого выступления я стыдилась показаться на глаза своим зрителям, которые в большом количестве пришли поддержать меня. Но они меня успокоили и сказали, что выглядело всё замечательно. Спасибо им за это!
Для этого танца я уже заимела собственную цыганскую юбку по имени «Клементина» и свою первую кофточку. Сшила это всё сама Тахмина. Танец и костюм произвели сильное впечатление на нашу сотрудницу Светлану Максимовну Колесник, художника по первому образованию и к тому же члена Союза художников России. Она написала картину «Цыганский танец», на которой изобразила меня. Подаренный мне холст был заведён в красивую раму и уже долгие годы украшает мой рабочий кабинет.
У меня появился псевдоним для цыганских танцев: Таня Ханина. Имя моё, а фамилию я взяла бабушкину по папиной линии. Использовался он до конца 2017 года, потом был заменён на Qvarta Roma.
Концепция работы над танцами теперь принципиально изменилась: каждая новая работа предназначалась для многократного выхода на публику и отправлялась в архив только после большого количества исполнений. Поскольку у меня была офисная стрижка, никак не подходившая для цыганского танца, я накупила кучу тёмных, почти чёрных париков и теперь танцевала в них. Параллельно начала отращивать свои волосы, которые у меня от природы очень тёмные и вполне подходят для этого жанра.
Следующим стал «Ванёнок». Я сама выбрала песню в исполнении ансамбля «Русска рома» и хотела подарить танец под неё своему мужу Юре на юбилей. Мы отмечали его 21 ноября 2014 года в ресторане «Омулёвая бочка» на углу Покровки и улицы Чаплыгина. Для премьеры был сшит пафосный белый костюм и такой же корсет – как раз для салонного цыганского танца.
Танцевала я его и в других красивых костюмах.
По прошествии многих лет я стала задавать вопрос: как можно было в таком облачении танцевать босиком? Ответа на него нет. Первые несколько лет все цыганские танцы я исполняла босиком, пока не сходила на мастер-класс к Александру Рубенчику, артисту театра «Ромэн», который однозначно был против босых ног. После этого я немедленно купила туфли и стала танцевать, как правило, в них.
Дальше настала очередь «Танца с шалью». Я начала учиться пользоваться этим предметом в марте 2015 года и для этого накупила ворох павловопосадских шалей небольшого размера. Танец был очень хороший, но долго не прожил: мы положили его на полку уже 26 марта 2016 года (см. прощальное исполнение). Мотивация была такая: надо идти дальше, а не застревать на одних и тех же номерах.
Вместе с ним ушли и «Цыганские частушки» (здесь можно посмотреть последний выход с этим танцем). «Ванёнок» же продолжал жить, ибо с ним я расставаться никак не хотела. Сохранилась запись танца на сцене московского детского музыкального театра «Экспромт», которую мы сделали с Юрой 29 апреля 2016 года. Распрощалась я с «Ванёнком» лишь в марте 2018 года.
В июле 2015 года появился эстрадно-сценический танец «Кумушка» под песню в исполнении Светланы Янковской. Он прожил до 8 декабря 2018 года. Посмотрите клип, который я сделала из видеозаписи этого номера в Московском детском музыкальном театре «Экспромт» 29 июня 2016 года. И вот несколько фото с разных выступлений.
Потом последовало ещё несколько танцев:
Дадо – запись на сцене Московского детского музыкального театра «Экспромт» от 22 мая 2016 года.
Маменька – запись в Cross+Studio на Яузе от 8 апреля 2018 года.
Три линии – запись в студии CROSS на улице Правды в зале «Ника» от 1 сентября 2018 года.
Сарэ патря – запись в студии CROSS.POINT на Бутырской улице от 28 июня 2020 года.
Ну и, наконец, дошло дело до «Несравненной мадемуазели Зизи». Летом 2017 года возникла мысль сделать танец под песню Шарля Азнавура “Les deux guitares” (Две гитары) – русский романс Ивана Васильева на слова Аполлона Григорьева, прочно ассоциирующийся с цыганской культурой. Весь летний отпуск, который мы с Юрой провели в Паттайе, я постоянно думала об этом. Вернувшись в Москву, я стала настойчиво просить Тахмину поставить под эту музыку «кабаре-шоу с цыганским акцентом». 20 октября 2017 года на корпоративной вечеринке по случаю моего дня рождения в офисе Института развития информационного общества состоялась премьера этого танца. Тогда мы назвали его «Хайп на Монмартре» – это первое, что пришло мне в голову.
«Мадемуазель» возникла чуть позже. Для неё уже был сшит полный костюм и придуман кабарешный образ.
Этот танец реально никого не оставлял равнодушным. Так на Третьем международном фестивале-конкурсе цыганского искусства «Цыганский талисман», который прошел 10 февраля 2018 года в городском дворце культуры подмосковного Красноармейска, председатель жюри, удивившись, почему этот танец исполнялся вне конкурса, попросила меня станцевать его на гала-концерте, завершавшем это мероприятие. А мы боялись заявить его в конкурсную программу, так как подумали, что строгое жюри, в котором было несколько цыган, сочтут его слишком легкомысленным с его панталончиками, туфлями разного цвета, белым париком, веером, шляпкой и всякой несерьезной акробатикой.
27 апреля 2018 года на XV Всемирной танцевальной олимпиаде этот танец пережил свой звездный час: получил Кубок мира в номинации «Цыганский стилизованный танец» в рамках первенства мира, проходившего под эгидой Всемирного альянса искусства танца. Здесь можно посмотреть ролик, сделанный по горячим следам олимпиады из видеозаписи в Cross+Studio на Яузе от 6 мая 2018 года.
После «Зизи» было создано ещё немало танцев:
Цыганская полечка, поставленная на основе хореографии Венеры Ферарь – запись в Dada Studio от 6 октября 2018 года.
Цыганское попурри, поставленное к моему 60-летию – запись в студии «CROSS на Правде» от 3 ноября 2018 года. Для этого танца уже была приобретена большая тяжёлая павловопосадская шаль из серии «День Победы». С этого момента я стала использовать в танца только такие шали.
«Шатра» под замечательную музыкальную композицию в исполнении супругов Валентины (вокал) и Дуфуни (гитара) Вишневских. Эта песня – часть записанного в 1996 году Алексеем Рыбниковым совместно с Alta Productions диска “Gipsy caravan” с цыганскими народными песнями. На Всемирной танцевальной олимпиаде в Москве в рамках Всероссийского конкурса цыганского танца 27 апреля 2019 года эта работа получила высшую награду в номинации «Стилизация цыганского танца». Видеоклип, который вы можете здесь посмотреть, сделан на основе видеозаписи от 5 мая 2021 года в зале «Победа» студии «CROSS на Правде». Я танцую здесь в своей любимой юбке по имени «Цыганка Аза» и в совершенно простенькой кофточке, что отвечает характеру песни.
«Фэлда» – танец, поставленный специально для моего участия в VI Международном фестивале-конкурсе исполнителей цыганского танца «За цыганской звездой», запланированном на 21 марта 2020 года. Конкурс не состоялся из-за эпидемии коронавируса, поэтому номер участвовал в нескольких заочных хореографических конкурсах и получил множество лауреатских званий. Эта версия танца исполнена в студии «CROSS на Правде» 12 июня 2020 года.
Шуточный номер «Конкурс цыганского танца», в работе над которым участвовал мой коллега из МГУ Алексей Игоревич Андреев, доцент Факультета глобальных процессов и кандидат биологических наук, имеющий также профессиональное актёрское образование. Он наговорил вступительный текст к этому номеру. Здесь представлена версия записи в студии «CROSS на Правде» от 12 июня 2020 года.
«Цыганская новогодняя» – вариация танца «Три линии», с которой я выходила только в окрестностях нового года. Версия танца, представленная в этом ролике, записана 19 января 2021 г. в студии «CROSS на Правде».
«Полечка» – задорный танец под песню в обработке украинца DJ Burzhuy, созданный после моей победы в конкурсе импровизации цыганской польки на IV Международном фестивале цыганского искусства «Цыганский талисман» в Красноармейске 8 ноября 2020 года. Здесь можно увидеть ролик, сделанный по видеозаписи от 7 февраля 2021 года в студии “LAMPA” на Ткацкой улице.
«Романс» – танец, поставленный под песню из сериала «Главный калибр» в проникновенном исполнении актёра Алексея Фаддеева. Вот клип, который я сделала из записи в студии “LAMPA” на Ткацкой улице от 5 июня 2021 года.
В начале марта был закончен ещё один шуточный танец – «Парамела» под песню в исполнении Наташи Остеркорн. Его премьера состоялась 5 марта 2022 года на корпоративной вечеринке ИРИО в ирландском пабе “O’Connell’s” на Покровке.
На этом завершилось моё сотрудничество с Тахминой Назаровой, которое длилось без малого 8 лет 4 месяца и было, как можно видеть, весьма продуктивным. В общей сложности было поставлено и несчётное количество раз исполнено 13 цыганских танцев, завоевавших множество наград и титулов. Среди них 80 золотых медалей и уже упомянутый Кубок мира. Но в конце марта 2022 года я приняла решение закончить этот этап своей танцевальной жизни. Это было славное, но психологически очень нелёгкое время.
В конце концов я сделала выбор в пользу не только выдающегося профессионального танцора, хореографа и педагога, но ещё и очень комфортного для меня человека. Занятия цыганским танцем продолжаются, но теперь уже с Elena Morena.