"Меланхолия" ( MELENCOLIA I ) - знаменитая и самая загадочная гравюра Альбрехта Дюрера (1471 - 1528 г.г. ) - великого немецкого художника, графика, гравера.
Гравюра Меланхолия неизменно производит глубокое впечатление на зрителя, особо чувствительных - буквально погружает в свое настроение, свое пространство, заставляет возвращаться к ней вновь и вновь. Гений автора добился этого эффекта не в последнюю очередь благодаря обилию предметов, обладающих глубоким символическим значением. Вернее, значение символов Меланхолии глубинное, воспринимаемое большей частью подсознательно, на уровне архетипов, выражаясь терминологией Карла Юнга.
Но вот толковой аналитики на этот счет очень мало. "Женщина с крыльями", "лестница, ведущая в никуда", "мышь летучая"... и проч. шедевры википедии удручают.
Аллегорическая фигура антропоморфна, выглядит ангелоподобно не только из-за наличия крыльев: она обладает мужскими и женскими чертами в равной мере.
Меланхолия... Черная желчь... Название одного из типов темперамента (о них - здесь), к которому Альбрехт Дюрер относил и себя. Среди меланхоликов много ученых, философов, поэтов. Меланхолики обладают низкой реактивностью и часто застревают в негативных эмоциях. И меланхолики - интроверты. Сосредоточенный взгляд ангела направлен как будто куда-то очень далеко, на самом деле - вглубь себя.
В год создания данной гравюры Альбрехту Дюреру - 43 года. Кризис среднего возраста с его разочарованиями в себе и своих достижениях, с экзистенциальными поисками дальнейшего творческого пути наложился на кризис, связанный с уходом из жизни матери, размышлениями о смерти и тщетности всего сущего.
Лестница - символ восхождений и обретения знаний и божественных качеств. Ее символическое значение отражено еще в Библии, также используется в учениях тайных обществ.
Лестница стоит как возможность, но сейчас по ней никто не восходит. Ее начало - у массивного предмета в центре слева.
Что это - камень неправильной формы? Похож на гроб. Как будто в одной из его граней отражается лицо сидящей фигуры, кому-то отражение не напоминает череп. Memento mori - помни о смерти - вечная тема в искусстве и буквально тотальная - в искусстве Средневековья.
Интересно, что в этом октаэдре знатоки минералов предполагают плавиковый шпат (флюорит). Во времена алхимиков флюориту приписывали особенные магические свойства. Не случайно здесь же - тигель и жаровня - неприменный атрибут алхимиков.
Шар на переднем плане - идеальная фигура, но созданная искусственно. Это - результат измерений, знаний, умений, усилий. Совершенная форма. Усовершенствование себя, обретение божественных качеств. Но, похоже, и это - не то, что нужно для счастья.
Кошелек на поясе не поможет, когда смерть забирает близкого человека. Ключи бесполезны, если не знаешь где нужная дверь. Книга закрыта и застегнута: видимо и в ней не нашлось способа победить смерть.
Алхимия, астрология, философский камень и великое делание - все эти мистические средневековые ассоциации снова приводят нас к символам тайных обществ. Таких символов на гравюре - огромное множество. В руках ангела - циркуль, возле камня - молоток, на переднем плане - пила, рубанок, клещи, правило - инструменты вольных каменщиков. Гвозди... их четыре - напоминания о Великой жертве.
О смерти - и песочные часы: половина песка уже высыпалась в нижнюю часть или еще осталась половина? Рядом - колокол, нить от которого уходит за пределы картины. Когда зазвонит колокол? В любой момент невидимая рука может привести его в действие. Снова напоминание: помни о смерти. По ком звонит колокол?
Под колоколом, справа от песочных часов на стене начертан
Магический квадрат
Квадрат представляет из себя табличку 4 х 4, то есть, в него вписаны числа от 1 до 16 (примерно)) ) Был использован в книге Дэна Брауна "Код да Винчи", технично скомпилированной из различных "сенсаций" и загадок.
Магия заключается в том, что сумма чисел каждого горизонтального ряда равна 34. Сумма чисел каждого вертикального ряда также равна 34. Даже если сложить цифры по диагонали, получится 34. Не чудо ли? И вишенка на торте: в нижнем ряду цифры 15 и 14 рядом составляют дату создания гравюры: 1514 год. Вобщем, великие развлекались как могли. Если серьезно, подобные магические квадраты имели достаточно широкое распространение. И если сложить 3 и 4, в сумме будет божественная 7. Но это - огромная отдельная тема... Есть в нем еще загадки. Найдете?
У нас есть интересная статья о магических квадратах в реальных артефактах - библии "не для всех" здесь.
К другой стене прислонен жернов
Кончилось время его работы, он уже не служит людям, не перемалывает зерно, не участвует в жизни. Покрыт пеленой, списан, о чем крылатый малыш с грустным лицом, видимо, делает пометку.
Над ним - весы: чаши на одинаковом уровне. Это - тема Небесного суда: у средневекового человека ассоциация однозначна. Но еще присутствует ощущение пустоты и - опять же - смерти, так как пустые чаши уравновесились навечно, нет движения, нет жизни.
Прекрасная печальная собака - символ верности - лежит у списанного жернова, между предметами правильной и неправильной форм. Она очень истощена, но мы понимаем, что она не пойдет на поиски пищи для себя. И ей все равно как оценивались личные качества ее хозяина, она остается преданной. Ее тонкие черты и худоба напоминают самого автора, а скорбь в глазах отражает переживания из-за смерти матери.
Вся эта меланхолия, о чем гласит баннер в лапах дракона (да-да, именно дракона. Никакая это не мышь летучая), вся эта меланхолия загружена на передний план. И давит, и создает ощущение тесноты, хаоса и безвыходности.
На заднем плане мы видим (никакое не море) широкую реку. По виду и по концепции это - именно река, и мы даже догадываемся как она называется. На другом берегу - красивый светлый город до самого горизонта. Град небесный описан в Откровении Иоанна Богослова очень подробно.
Радуга? Возможно. Великолепному оптическому явлению по понятным причинам наши предки приписывали самые чудесные свойства. А может, и не радуга, может - твердь небесная, как её нередко изображали. А за ней уж - божественный мир.
Комета... Много предположений: какая комета, в каком году что упало. Конечно, мы видим перед собой черно-белый оттиск, гравюру, возможности которой очень ограничены.
Может, это не падающая комета, а какая-то звезда, испускающая свет? Не похоже: в хвосте кометы - темные точки, если бы это был свет от объекта, их бы не было.
Ощущение конца времён? Как оказалось - только конец времени Римской империи.
Но в личной жизни автора - кризис: они осиротел, потерял мать, которая сопровождала его на протяжении всей жизни. Может, эта яркая падающая звезда - её?
Дмитриева Светлана Олеговна - специально для Результат исследований
Рекомендуем новую книгу об Одессе 70-х - 80-х годов прошлого века, в конце книги - целый словарик одесского языка! В книге немало юмора, но много и серьёзного, всё - в органичном синтезе, а главное - правдиво! Скоро - на озон