Найти тему
О Москве нескучно

Отдых по-американски в СССР: история советского кемпинга, который построили у МКАД

Оглавление

Зачем построили такой необычный комплекс рядом с Москвой? Почему главный корпус получил название "автогостиница"? Как выглядели мотели и небольшие домики на территории кемпинга? Правда ли, что здесь можно было разбить палатку и обслуживать свой дом на колёсах? Почему идею такого комплекса не стали развивать после распада СССР? И как эта гостиница выглядит сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.

Отдых на природе у МКАД

Возможно, кто-нибудь из вас видел белое здание гостиницы, когда ехал на машине по внешней стороне МКАД (если смотреть направо, то есть в сторону области) в районе пересечения с Дорожной улицей. Оно находится рядом со строительным гипермаркетом «Леруа Мерлен». #Архитектура сооружения чем-то напоминает лесенку и расширяется книзу. Сегодня на вершине красуется вывеска «Русотель». Казалось бы, что необычного может быть в не особо примечательной трёхзвёздочной гостинице? Однако #история здания интереснее, чем кажется. На момент открытия это был уникальный туристический комплекс.

Его строили к Олимпийским Играм 1980 года, которые проходили в Москве. Проблема гостиничного фонда была одной из самых острых для столицы #СССР того времени. Многочисленных спортсменов, функционеров, технический персонал и туристов требовалось куда-то поселить. Однако достаточного количества номеров для этого не было. Поэтому строительство гостиничных комплексов к Олимпиаде являлось важной задачей. Один из них решили возвести по американскому типу, то есть совместить три вещи: отель, мотель и кемпинг.

Его расположили у въезда в город, недалеко от пересечения Варшавского шоссе и МКАД. Для этого выделили участок земли размером 11,5 гектаров. То есть это всё пространство до Симферопольского шоссе. Поскольку в те времена окрестности Кольцевой автодороги не были застроены так точечно, как сегодня, место вполне отвечало критерию «расположение на природе». Кроме того, рядом находилась железнодорожная станция «Битца» Курского направления. Отсюда можно было легко добраться до центра Москвы.

Развязка на пересечении МКАД и Варшавского шоссе, 1972. С сайта www.pastvu.com.
Развязка на пересечении МКАД и Варшавского шоссе, 1972. С сайта www.pastvu.com.

Возможно, какое-то влияние на выбор именно этой площадки оказал факт наличия рядом в 1960-х небольшой гостиницы. Формально она носила название «мотеля» и располагалась в стороне - вдоль Варшавского шоссе. Вроде бы он являлся филиалом гостиницы «Варшава» у метро «Октябрьская».

Мотель на Варшавском шоссе в 1963 году. Фото О.Н. Кулакова с сайта www.pastvu.com.
Мотель на Варшавском шоссе в 1963 году. Фото О.Н. Кулакова с сайта www.pastvu.com.

Отдых по-американски

Комплекс получил название «Солнечный». Его проектированием занималась большая группа архитекторов. В неё входили: В.Д. Шер, В. Бломериус, Л. Оршанский, И. Фокина, В. Старостин и М. Воробьёва. руководил зодчими Р. Н. Гвоздев. Они придумали большой комплекс, который состоял из гостиницы, мотелей, кемпинга и палаточного городка. Также были доступны стоянки для разных видов машин. От привычных нам автомобилей до трейлеров (дома на колёсах) и ротелей (это передвижные отели).

Главная гостиница отель-кемпинга «Солнечный», 1983-1985. С сайта www.pastvu.com.
Главная гостиница отель-кемпинга «Солнечный», 1983-1985. С сайта www.pastvu.com.

Главным зданием была высокая 10-этажная гостиница. Она получила приставку «авто». Рядом сделали открытую стоянку на 180 машин, а также крытую (всего на 16 мест) под частью гостиницы. Как я уже писал, форма здания напоминает лестницу. На концах «ступеней» обустроили террасы. Верхушку сооружения украсили световой рекламой, чтобы её было видно издалека. В подвале отеля разместили не только технические службы и помещения, но и места для развлечений. Здесь находилось ночное варьете, сауны с бассейнами, бар и даже зал с игровыми автоматами.

Автогостиница, то есть главный корпус отеля-кемпинга «Солнечный», 1980-1982. С сайта www.pastvu.com.
Автогостиница, то есть главный корпус отеля-кемпинга «Солнечный», 1980-1982. С сайта www.pastvu.com.

На первом этаже гостиницы было много свободного пространства. Вестибюль планировался, как проход, через который попадали на основную территорию комплекса. Чтобы туристам было удобно подъезжать в любую погоду, над входами сделали большие навесы. Также на первом этаже находились ресторан (на 400 гостей) и кафе (на 120 посетителей) с паркетными полами. Собственное помещение отвели под концертный зал На 350 мест с технической возможностью синхронного перевода на три языка.

Ресторан в автогостинице, 1980. Из книги «Олимпийские сооружения Москвы», 1981.
Ресторан в автогостинице, 1980. Из книги «Олимпийские сооружения Москвы», 1981.

С третьего этажа начинались жилые номера. Всего их в гостинице было 218. Каждый являлся однокомнатным, но мог быть рассчитан, как на одного постояльца, так и на двух. Дизайн интерьеров можно назвать минималистичным: встроенные шкафы, торшеры в качестве освещения и ковролин на полу. Одновременно в гостинице могли разместиться 402 человека.

Всё для вас и вашего железного коня

Южнее главной гостиницы находились два мотеля, рассчитанные на 48 человек каждый. Если я правильно понимаю, то его отличие от гостиницы в том, что здесь спектр предоставляемых услуг скромнее. В «Солнечном» мотели имели 20 номеров «люкс» на двоих. Первый этаж в них был нежилым. Здесь располагались гаражи для машин, стойка регистрации, кухня и санузел. На втором этаже находились номера на 2 или 3 человек.

Домики в отеле-кемпинге «Солнечный», 1983-1985. С сайта www.pastvu.com.
Домики в отеле-кемпинге «Солнечный», 1983-1985. С сайта www.pastvu.com.

Существовал ещё один вид размещения гостей - одноэтажные деревянные домики. Всего их было 36. В каждом находились номера на 2 или 3 человек с туалетом и душем. Опять-таки за каждым номером было закреплено машиноместо под навесом. Имелся на территории комплекса и палаточный городок. Сюда вмещалось 134 палатки. В каждой могли проживать до 4 человек. там же находилась парковка и несколько спортивных площадок.

Кроме жилых помещений на территории «Солнечного» находилось множество служб, которые поддерживали работу всего комплекса. Те, кто, например, останавливались в палатках, могли воспользоваться общественным пространством. Там располагались обеденный зал с буфетом, кухня, магазин кулинарии, туалеты, душ. В северной части кемпинга были специальные площадки, на которых обслуживали трейлеры (ремонт, заправка, вода и т.п.).

Отель в окружении торговли

В СССР автомобильные путешествия в целом продвигались, как вид досуга для людей, но широкого распространения (как в США, например) не получили. Хотя существовали даже отечественные модели трейлеров, которые выглядели весьма прилично. Возможно, такой необычный формат размещения, как в «Солнечном» также не был сильно востребованным. И со во временем комплекс стали больше использовать, как обыкновенную гостиницу.

Современные интерьеры гостиницы «Русотель», 2019. На фото вы можете видеть оригинальное панно. Кстати, в разработке интерьеров в 19970-х участвовал З. Церетели. Фото отсюда: https://rus-hotel.ru
Современные интерьеры гостиницы «Русотель», 2019. На фото вы можете видеть оригинальное панно. Кстати, в разработке интерьеров в 19970-х участвовал З. Церетели. Фото отсюда: https://rus-hotel.ru

С годами осталось только одно здание комплекса. Сейчас там находится отель три звезды. Никакого намёка на автомобильный отдых нет. Радует лишь то, что владельцы бережно отнеслись к интерьерам. Очень многие декоративные элементы сохранились. на них можно посмотреть и сегодня. Конечно, теперь это место далёкое от природы: всё вокруг закроено торговыми площадками. Да и МКАД изменился. Теперь это очень шумная и пробочная магистраль, по сравнению с 1980-ми.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!

Америка
9688 интересуются