Термин появился раньше, чем явление, как ни странно. Хотя, возможно, это и не странно, а вполне закономерно. Например, семидесятые начались в 1968-м — есть такое мнение, доводилось читать.
Доводилось читать, что гастропорно началось с того, что великий французский шеф из числа знаменитейших, о котором наверняка слышали даже далекие от гастрономии люди, Поль Бокюз, опубликовал монументально-фундаментальный труд под названием «Французская кухня». А в 1977-м году вышел остроумный обзор на эту книгу, где автор обзора описывает книгу как «дорогое двадцатидолларовое упражнение в гастропорно». Термин прижился.
Термин прижился и даже попал в «Толковый словарь английского языка», каковой вышеупомянутый словарь определяет неологизм как «изображение еды в крайне чувственной манере».
В крайне чувственной манере — это особенно важно. Потому что изображение еды как таковое, понятно, существовало и раньше — живопись, там, всякие натюрморты, скульптуры. А когда древний человек на стенах пещеры изображает, как может, охоту — он ведь тоже имеет в виду животное как еду в ближайшей перспективе?
В ближайшей перспективе
(а вы уже заметили, что я заканчиваю абзац и начинаю следующий одной и той же фразой? Вроде как литературный прием, вроде как обогащение текста, усложнение, угущение, как считаете?)
а на самом деле уже сейчас еду воспринимают как отличный инфоповод для очередного поста, сториз, статьи, разбора, обзора и т. д. И многим шеф-поварам это не нравится, потому что им-то хочется, чтобы их еда была в первую очередь едой, причем полностью готовой к употреблению, а не воспринималась как сырец, из которого Творцы потом, потрудившись, создадут хороший контент.
Доводилось читать, что в некоторых европейских ресторанах управляющие даже запрещают делать вообще какие бы то ни было снимки. Затея смелая и прекрасная, как идейные строители коммунизма для счастья всего человечества, но это нереально. Такие меры скорее свидетельствуют о фактическом наличии желания ресторанов как-то противостоять всепроникающим технологиям и превращению себя в массмаркет.
Ну, и о скудоумии менеджмента, само собой, хотя это настолько общеизвестно, что повторяться было бы грешно, как сказано у одного астраханского поэта:
Короткий путь из небыли в сюжет.
Короткий вздох о прошлом безразличье.
Любимых глаз необратимый свет
И запах трав, и этот щебет птичий...
Все, как у всех, банально и смешно,
Рассказано, отыграно, пропето...
И повторяться было бы грешно,
Но так удобно, как иным поэтам.
Гораздо умнее, на мой взгляд, не противостоять неизбежному, а подходить к задаче конструктивно — например, так, как делают в одном из ресторанов Тель-Авива, который называется Catit. Там есть специальное меню, называется «Фудография», и в рамках этого меню еду рәхәтләнеп подают вот в таких тарелках:
Это, понимаете ли, специальная тарелка, в которой есть подставка для смартфона, чтобы удобно было сделать сочный снимок, а сама тарелка изгибается таким образом, что еще и создает нужный фон.
- Как официант могу сказать, что за такую подачу гости выложили бы неплохие чаевые. Даже пьющие замечательное кофе капучино с корицей погорячее, невзирая, что лишены мышления, худо-бедно осознали бы, что это создано специально под их запросы.
Или — еще вариант — еду подают вот на таких тарелках:
Здесь тоже есть подставка для смартфона, но еще они легко вращаются на 360 градусов, что позволяет сделать не только воображаемое «самое правильное» фото, но и снять классное видео — например, как поливаешь еду соусом:
Выживают не самые сильные, а самые пластичные, верно ли говорю?