Сегодня я публикую на канале письмо читательницы по имени Жанна. Это очень показательная история. Про травлю, которая была начата учителем, подхвачена детьми… и, к счастью, очень быстро закончилась вместе с ушедшим учителем. И ещё. Как-то на канале я уже поднимала вопрос, может ли учитель признавать неправоту коллеги. Мнения тогда разделились. Но в этой истории неправоту признать пришлось, чтобы сформировать у детей однозначное отношение к насилию, как к неприемлемому явлению. В такие моменты иначе и нельзя.
Ни во дворе, ни в детском саду, ни в начальной школе я не сталкивалась с травлей. Может быть, что-то и зарождалось, но останавливалось в зародыше. Я не испытывала особого восторга по поводу своей первой учительницы, пока однажды она у нас не вела уроки около двух недель, и её заменяли другие учителя – одна чаще других. И вот то, что делала эта учительница, сильно отличалось от того, к чему я привыкла в классе. У нас всё было очень строго: у девочек бантики только чёрные или коричневые, белые только на праздники, цветные – ни в коем случае; колготки только тёмные, волосы должны быть заплетены, всё аккуратно и строго. Но ни разу за внешний вид никому в классе не сделала замечания даже наедине, такие разговоры наша учительница вела исключительно с родителями, моим доставалось часто.
И тут подменная учительница моему однокласснику, назовём его Вася, делает на уроке замечание по поводу причёски: “Кудрявый, лохматый, надо срочно в парикмахерскую”. А мы в третьем классе, не думаю, что кто-то из детей в этом возрасте рулил походами в парикмахерскую. Раз сделала замечание, второй. Потом высмеяла, что Вася на девочку похож. И предупредила, что если в понедельник он придёт не подстриженный, то она ему бантик завяжет. Я это всё воспринимала как пустые угрозы странной женщины, думаю мои одноклассники тоже.
Вася снова пришёл, как обычно. Мы-то знали, что кудри для него были важны и не видели в нём девчонку из-за волос, в голову не приходило. А учительница достала ленты и сказала девочкам завязать банты на нём. И тут случилось то, что поразило меня. Девочки, наши хорошие девочки, хорошистки-отличницы, не хулиганки ни разу, толпой гоняли Васю по классу, загнали на парту, держали силой и завязали-таки ему бантик на волосах. Я стояла в ужасе и не знала, что делать. То, что в тот момент плескалось в глазах мальчишки, я до сих пор не могу описать словами. Мир разрушился. Все ожидали, что он сорвёт бант, как только его отпустят, закричит, заплачет, но он не стал. Он так и сидел на уроках с бантом. И молчал. На следующий день он пришёл подстриженным.
Сейчас я понимаю, что это был момент зарождения травли. И условия для этого создавала та подменная учительница, систематически, планомерно. Для того чтобы дети перестали чувствовать себя в безопасности, много не надо. Достаточно показать, что хорошее расположение к ребёнку зависит от того, насколько он послушен и готов подчиняться и угождать, что от этого зависят отметки и замечания в дневнике, а значит, и расположение родителей. И вот, девочки, которые раньше никого не обижали, и даже дружили с Васей, ловят его, чтобы поиздеваться в «воспитательных целях», потому что так велела та, которая раздаёт хорошие отметки и похвалу. Это прекрасный механизм подчинения группы детей взрослому: отнять у них чувство безопасности, показать, что их благополучие полностью зависит от тебя, а потом можно ими манипулировать как угодно.
К счастью, эта история не имела продолжения. Наша учительница вернулась в класс. Она уже знала о том, что случилось, с ней связались родители Васи. И она при всём классе сказала, что то, что произошло – недопустимо, что так нельзя, что подменная учительница была неправа. Это в советские-то годы! Сказала, что ей жаль, что мы все оказались в это втянуты так или иначе. Она извинилась за коллегу перед Васей. Пожилая женщина, учитель, просила прощения у третьеклассника за то, что сама не совершила. Это было сильно.
Дальше мы жили и учились, как и раньше. А позже я и сама стала педагогом.
А в следующий раз я поделюсь ещё одной историей Жанны, теперь уже из её педагогической практики.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.