Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Подготовка к молитве

Пришло время приступить к практическим занятиям. С чего начинается молитва? Разберем на примере утренней молитвы. «Восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Поясной поклон. Здесь возникает сразу несколько вопросов.
Во-первых, что значит «прежде всякого другого дела»? Может ли человек, проснувшись, сначала привести себя в порядок, умыться, почистить зубы, причесаться и так далее? Безусловно, да. Правда, некоторые предпочитают все-таки встать и сразу начать молиться. Пока постель еще теплая, они успевают прочитать утренние молитвы. Это дело привычки. На мой взгляд, ничего плохого нет, если человек сначала приведет себя в порядок, а потом пойдет на молитву. Заодно он стряхнет с себя остатки сна, взбодрится немножко. Кстати, перед молитвой Вы зажигаете лампаду или свечку. Можете даже кусочек ладана положить разжигать. Пока Вы всё это будете д

Пришло время приступить к практическим занятиям. С чего начинается молитва? Разберем на примере утренней молитвы.

«Восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Поясной поклон.

Здесь возникает сразу несколько вопросов.
Во-первых, что значит «прежде всякого другого дела»? Может ли человек, проснувшись, сначала привести себя в порядок, умыться, почистить зубы, причесаться и так далее? Безусловно, да. Правда, некоторые предпочитают все-таки встать и сразу начать молиться. Пока постель еще теплая, они успевают прочитать утренние молитвы. Это дело привычки. На мой взгляд, ничего плохого нет, если человек сначала приведет себя в порядок, а потом пойдет на молитву. Заодно он стряхнет с себя остатки сна, взбодрится немножко. Кстати, перед молитвой Вы зажигаете лампаду или свечку. Можете даже кусочек ладана положить разжигать. Пока Вы всё это будете делать, уже внутренне настроитесь на молитву.

Далее читаем:
«стань благоговейно, представляя себя перед Всевидящим Богом».

Это очень правильное выражение, точно высказана мысль. Мы можем себя представить перед Всевидящим Богом, но нам нельзя Всевидящего Бога представлять. Неправильно рисовать в воображении какие-то картины Небесной жизни: вот сидит Господь на Престоле, вокруг Него святые Ангелы, и мы с Ним мысленно общаемся. Не стоит представлять себе, что Господь на Кресте страдает, или Он в Гефсиманском саду молится, а мы с Ним собеседуем. Почему? Вы сами даже не заметите, как в Вашем сознании произойдет подмена. Вы будете уже молиться не настоящему Богу, а своим собственным фантазиям о Нем. В конце концов верить Вы будете уже не в настоящего Бога, а в собственное воображение. Произойдет самообман. Это называется состояние духовной прелести. Поэтому осторожнее будьте с воображением. Себя представить пред Богом мы можем, но Бога рисовать в своем воображении остерегайтесь.

Итак, представили себя пред тем, с Кем мы будем говорить. Осознать нужно, что мы говорить собираемся с Творцом неба и земли.

Потом, осеняя себя крестным знамением, произносим: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

То, что мы будем делать, все наши молитвы во имя Бога Триединого. И весь сегодняшний наш день тоже будет во имя Бога. Еврейское слово «аминь» означает «истинно, верно, да будет так». Этим словом заканчивается практически любая молитва.

Затем нужно немножко постоять, секунду-две. Подождать, пока чувства улягутся, мысли придут в порядок. И, уже успокоившись, начинайте неспеша произносить молитвы, сосредоточившись на их смысле.

Первая молитва, с которой мы начинаем молитвенное правило ― коротенькая молитва мытаря:

«Боже, милостив буди мне грешному».

Почему она так называется? Господь Иисус Христос рассказал своим ученикам притчу, как два человека зашли в церковь помолиться. Один был фарисей, а другой мытарь. Фарисей ― это человек праведной, благочестивой жизни. Он живет по закону, молится, постится ― в общем, старается очень скрупулезно выполнять все заповеди Божии. А мытарь, проще говоря, полная противоположность фарисею. В чем-то даже это синоним грешника и человека отверженного.

«Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:11-13).

Господь, заканчивая притчу, делает такой нравственный вывод: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.18:14).

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.